Материалы
Сервисы
Курсы
Помощь
Материалы
Розничная торговля
Дистанционная торговля
Услуги общественного питания
Бытовое обслуживание населения
Туристские услуги
Транспортные услуги
Услуги связи
Финансовые услуги
Жилищно-коммунальные услуги
Образовательные услуги
Медицинские услуги
Иные услуги
Родителям
Правовая информация
Видеопамятки
Сервисы
Курсы
Техническая поддержка
Горячая линия
+7 (495) 539-36-96
Нужна консультация? Позвоните на горячую линию
Оставайтесь на связи
Телеграм-канал Управления Роспотребнадзора по г. Москве
Важная информация и новости о защите прав потребителя
  • Правила продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий
  • Основные понятия

Правила продажи лекарственных препаратов и медицинских изделий

Особенности продажи лекарственных препаратов

Розничной продажей лекарственных препаратов занимаются аптечные организации, ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность, медицинские организации с лицензией на фармдеятельность и их подразделения: амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры общей врачебной практики в сельских поселениях, где нет аптек.

До появления в торговом зале лекарственные препараты должны пройти предпродажную подготовку: распаковку, сортировку и осмотр, проверку качества по внешним признакам.

Лекарственные препараты и медицинские изделия – жизненно важная и деликатная группа товаров. Их производство и продажа имеют много тонкостей. Рассказываем, чем лекарственные препараты отличаются от лекарственных средств, что важно знать об этой продукции и на что обратить внимание при выборе аптеки и самих лекарств.

Основные понятия

Лекарственные средства – вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболеваний, реабилитации, а также для предотвращения или прерывания беременности. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

Лекарственные препараты – лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности.

Что нужно знать о лекарственных препаратах?

Информация о лекарственных препаратах размещается на упаковке и в инструкции на русском языке хорошо читаемым шрифтом.

В инструкции должны быть указаны:

  • наименование лекарственного средства;

  • лекарственная форма;

  • фармакотерапевтическая группа;

  • показания к применению;

  • противопоказания;

  • меры предосторожности при применении;

  • симптомы передозировки, меры помощи при передозировке;

  • возможные побочные действия;

  • взаимодействие с другими лекарственными препаратами и пищевыми продуктами, кормами;

  • возможность применения при беременности и грудном вскармливании, детьми и взрослыми, при хронических заболеваниях;

  • возможное влияние на управление транспортным средством;

  • срок годности и указание на запрет применения по его истечении;

  • условия хранения;

  • указание на необходимость хранения в местах, недоступных для детей;

  • наименование, адрес производителя и места производства;

  • условия отпуска (по рецепту или без).

На первичной и вторичной упаковке должны быть указаны:

  • наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, группировочное или химическое и торговое наименования);

  • наименование производителя лекарственного препарата;

  • номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов);

  • номер регистрационного удостоверения;

  • срок годности;

  • способ применения;

  • дозировка или концентрация;

  • объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке;

  • лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения;

  • предупредительные надписи;

  • штриховой код.

Маркировка лекарственных препаратов должна быть легкочитаемой, понятной, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей.

Если при покупке лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения нарушены ваши права (продажа рецептурного препарата без рецепта, несоответствие цены на ценнике и на кассе, отсутствие информации о сроках годности препарата и так далее), направьте письменную претензию в адрес продавца (изготовителя). Вручите ее в двух экземплярах лично или отправьте на юридический адрес продавца по почте России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью. Если продавец отказывает в рассмотрении претензии, вы вправе направить жалобу в Росздравнадзор либо в Роспотребнадзор (в зависимости от сути нарушения). 

Нормативные акты

  • Закон Российской Федерации от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
    «О защите прав потребителей»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом».

Поделиться статьей