Материалы
Сервисы
Курсы
Помощь
Материалы
Розничная торговля
Дистанционная торговля
Услуги общественного питания
Бытовое обслуживание населения
Туристские услуги
Транспортные услуги
Услуги связи
Финансовые услуги
Жилищно-коммунальные услуги
Образовательные услуги
Медицинские услуги
Иные услуги
Родителям
Правовая информация
Видеопамятки
Сервисы
Курсы
Техническая поддержка
Горячая линия
+7 (495) 539-36-96
Нужна консультация? Позвоните на горячую линию
Оставайтесь на связи
Телеграм-канал Управления Роспотребнадзора по г. Москве
Важная информация и новости о защите прав потребителя
  • Как выбрать качественные продукты питания?

Как выбрать качественные продукты питания?

Продавец и изготовитель обязаны предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах). Так они обеспечивают покупателям возможность сделать правильный выбор.

Информация предоставляется на русском языке на упаковке, этикетке, ярлыке, листе-вкладыше пищевого продукта в соответствии с техническими регламентами, и содержит следующие сведения:

  • наименование продукта питания;

  • информация об особенностях и специальной обработке продукта: «концентрированный», «восстановленный», «сухой», «молотый», «копченый» и другие. Надпись «экологически чистый» не допускается;

  • наименование и местонахождение изготовителя;

  • товарный знак (если есть);

  • масса нетто, объем или количество продукта;

  • состав;

  • пищевая ценность;

  • условия хранения (для продуктов, требующих специальных условий); для консервов могут быть указаны условия хранения после вскрытия упаковки;

  • срок реализации;

  • дата изготовления и упаковки;

  • срок годности – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования (продажа товара по истечении срока годности запрещена).

Если для безопасного использования, хранения, транспортировки и утилизации товара требуется соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать их в сопроводительной документации, на этикетке, с помощью маркировки или иным способом, а продавец обязан довести их до вашего сведения.

Не допускается продажа товара, в том числе импортного, без информации о подтверждении его соответствия требованиям, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Продавец должен соблюдать условия хранения товаров в торговом зале, температурный режим и товарное соседство. Для этого магазины должны быть оснащены холодильным оборудованием, термометрами, гигрометрами и прочим. Также к реализуемым продуктам питания должны прилагаться сопроводительные документы, подтверждающие их безопасность.

Товары до их подачи в торговый зал должны быть освобождены от тары, обертки, металлических клипс. Загрязнения должны быть удалены. Продавец обязан проверить качество товара (по внешним признакам), наличие документации, отбраковать и отсортировать его.

В организациях торговли запрещается реализация пищевых продуктов1, которые:

  • являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям;

  • не соответствуют представленной информации,

  • в отношении которых установлен факт фальсификации;

  • в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость;

  • не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений;

  • не имеют товаросопроводительных документов.

  • Такие пищевые продукты признаются некачественными, утилизируются или уничтожаются.

  • Если вы купили товар ненадлежащего качества, прежде всего необходимо определить, какое требование будет предъявлено в связи с выявленным нарушением. Вы можете потребовать следующее2:

  • заменить на товар этой же марки;

  • заменить на аналогичный товар другой марки с перерасчетом цены;

  • соразмерно уменьшить покупную цену;

  • отказаться от товара и потребовать возврата средств.

Обратите внимание, что продовольственный товар надлежащего качества обменять на аналогичный товар нельзя.

Вы вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, импортеру), если они обнаружены в течение установленного срока годности. Вы также вправе потребовать полного возмещения убытков вследствие продажи вам товара ненадлежащего качества

Имейте в виду, что отсутствие у вас кассового, товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении вашего требования.

Для удовлетворения любого из указанных требований необходимо обратиться к продавцу с письменной претензией в двух экземплярах. Один экземпляр вручить продавцу лично (в этом случае на втором он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.

При получении претензии продавец обязан принять товар и, при необходимости, провести проверку качества. Вы, в свою очередь, должны возвратить товар ненадлежащего качества.

Вы вправе участвовать в проверке качества – сообщите об этом продавцу. Ее проводит продавец или уполномоченная организация, и проверка не является экспертизой.

Если по результатам проверки качества между вами и продавцом возник спор о причинах недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Вы вправе присутствовать на ней тоже и, если не согласны с ее результатами, оспорить ее заключение в суде.

ВАЖНО

Если экспертиза установила, что недостатки товара возникли по причинам, за которые не отвечает продавец, вы обязаны возместить ему расходы на проведение экспертизы и связанные с ней расходы на хранение и транспортировку товара.

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке через претензию, вы имеете право подать иск в суд для защиты своих прав и законных интересов. При этом вы освобождены от уплаты госпошлины.

Нормативные акты

  • Закон Российской Федерации от 02.01.2000 № 29-ФЗ
    «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
    «О защите прав потребителей»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;

  • Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции»;

  • ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». 

1 статья 3 Закона Российской Федерации от 02.01.2000 № 29-ФЗ
«О качестве и безопасности пищевых продуктов»

2 статья 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
«О защите прав потребителей»

Поделиться статьей