Что делать при повреждении или утрате багажа при перевозке железнодорожным транспортом
Что делать, когда при перевозке железнодорожным транспортом вы получаете багаж с повреждениями, не в полном объеме или вообще не можете его получить, поскольку он утерян? Как получить компенсацию ущерба? Давайте разберемся.
Кто несет ответственность за несохранность багажа?
Для перевозки в качестве багажа принимаются такие вещи и предметы, которые по своим размерам и свойствам без затруднений могут быть погружены в вагон, предназначенный для перевозки багажа, и размещены в нем без причинения вреда багажу других пассажиров. Перевозчик железнодорожного транспорта несет ответственность за несохранность вашего багажа с момента его принятия у вас и до момента выдачи1. Однако есть нюансы, которые освобождают перевозчика от ответственности и необходимости возмещения ущерба. Рассмотрим подобные ситуации.
В каких случаях возмещается ущерб, причиненный при перевозке багажа?
Перевозчик обязан возместить вам ущерб, если багаж утрачен, обнаружена недостача в багаже, багаж поврежден (произошла порча). Обратите внимание, что перевозчик не обязан возмещать утрату, недостачу или повреждение (порчу) вашего багажа, если докажет, что они произошли вследствие независящих от него обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранить. Речь идет о тех случаях, когда ущерб произошел из-за причин, зависящих от отправителя багажа, особых естественных свойств перевозимого багажа, недостатков тары или упаковки2.
Обращаем внимание, что тара или упаковка багажа должны иметь устройства (приспособления), позволяющие переносить багаж при погрузке и выгрузке, а также обеспечивать сохранность багажа на все время перевозки и исключать возможность причинения вреда имуществу перевозчика, багажу других пассажиров.
В каком размере возмещается ущерб?
При утрате багажа – в размере его стоимости (обратите внимание, что если вы сдали утраченный багаж с объявлением его ценности, то возмещается сумма в размере объявленной стоимости).
При недостаче багажа – в размере стоимости недостающего багажа.
При повреждении (порче) багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.
Если поврежденный багаж невозможно восстановить, то возмещается сумма в размере его стоимости.
Имейте в виду, что кроме возмещения ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) багажа, перевозчик обязан возместить вам плату за перевозку багажа, а также иные платежи, взысканные с вас за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) багажа.
Как определяется стоимость багажа?
Стоимость багажа определяется, исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре – исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Что делать при обнаружении ущерба, причиненного вашему багажу?
В случае любого вида ущерба, причиненного вашему багажу, необходимо обратиться к перевозчику, чтобы зафиксировать этот факт. Перевозчик обязан составить коммерческий акт, который удостоверит обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения у него ответственности3. О составлении коммерческого акта на оборотной стороне багажной квитанции делается отметка.
В коммерческом акте должны содержаться точное и подробное описание состояния багажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена его несохранность, и данные о том, правильно ли погружен, размещен и закреплен багаж. В случае нарушения требований к погрузке, размещению или креплению багажа в коммерческом акте указывается, какое нарушение допущено.
Коммерческий акт составляется в следующие сроки:
при выгрузке багажа – в день выдачи багажа пассажиру;
в пути следования багажа – в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.
Коммерческий акт составляется в трех экземплярах, заполняется без помарок, подчисток, исправлений и подписывается перевозчиком. Ваша подпись на коммерческом акте потребуется, если вы участвовали в проверке багажа. По вашему требованию перевозчик обязан в течение трех дней выдать вам коммерческий акт.
В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований вы подаете заявление перевозчику в письменной форме в течение трех суток с момента выдачи багажа. Перевозчик обязан дать мотивированный ответ на ваше заявление в течение трех суток со дня получения заявления.
Разберем порядок ваших действий в случае утраты, недостачи или порчи багажа подробнее.
Что делать в случае утраты багажа?
В случае неприбытия багажа на станцию назначения перевозчиком на оборотной стороне багажной квитанции после истечения срока доставки багажа проставляется отметка «багаж не прибыл» с указанием года, месяца и числа. От пассажира принимается заявление, в котором указывается адрес для направления перевозчиком уведомления о прибытии указанного багажа и способ уведомления.
Багаж считается утраченным, и его стоимость подлежит возмещению, если он не прибудет на железнодорожную станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа. В случае если багаж был утрачен, перевозчиком составляется коммерческий акт, один экземпляр которого выдается вам. Вам выплачиваются денежные средства в размере стоимости утраченного багажа и провозных платежей. В случае если багаж прибыл по истечении указанного срока, вы можете получить такой багаж, но должны возвратить перевозчику сумму, ранее выплаченную вам за утрату багажа.
Если с получением найденного багажа или части багажа удовлетворены все ваши требования, то вы возвращаете свой экземпляр коммерческого акта перевозчику; при частичном удовлетворении ваших требований на копии вашего коммерческого акта и в журнале перевозчика делается отметка за подписью перевозчика о выдаче части багажа. Обращаем внимание, что в случае вашего отказа в письменной форме от получения такого багажа или непредоставления решения о судьбе багажа в течение четырех суток после уведомления вас в письменной форме о прибытии багажа на железнодорожную станцию назначения перевозчик вправе реализовать такой багаж.
Что делать при недостаче или повреждении багажа?
При недостаче веса или части мест багажа по сравнению с указанными в багажной квитанции, а также повреждении багажа такой багаж выдается вам с вашего согласия. При этом вы должны составить опись перевозимых багажом вещей и предметов, затем вскрыть багаж вместе с представителем перевозчика для установления перечня недостающих или поврежденных вещей и предметов, а также составления коммерческого акта. Багажная квитанция в этом случае остается у перевозчика, а вам по требованию должны выдать экземпляр коммерческого акта, в котором кроме данных о недостаче или повреждении багажа должны быть указаны ваши фамилия, имя, отчество (при наличии) и адрес регистрации по месту жительства (пребывания) согласно паспорту или другому документу, удостоверяющему личность, а также сумма объявленной ценности (если она была объявлена).
Учтите, что если по вашему требованию поврежденный багаж будет выдан вам без вскрытия и составления описи вещей, то в коммерческом акте и багажной квитанции перевозчиком делается отметка «получен без претензий», которая заверяется вашей подписью. Выплата денежных средств за утрату, недостачу или повреждение багажа по коммерческим актам с такой отметкой не производится.
Как получить компенсацию за ущерб, причиненный вашему багажу перевозчиком железнодорожного транспорта, если перевозчик отказывается от компенсации в добровольном порядке?
Зафиксировав факт ущерба вашему багажу в коммерческом акте, вам необходимо написать претензию с указанием ваших требований. Обязательно приложите к претензии коммерческий акт. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки багажа, предъявляются к перевозчику.
Вы можете предъявить претензию к перевозчику в течение 6 месяцев. Указанный срок предъявления претензии исчисляется в отношении возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу багажа со дня выдачи багажа, возмещения за утрату груза по истечении тридцати дней после окончания срока доставки багажа4, просрочки доставки багажа со дня выдачи багажа. Перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения письменно уведомить вас в течение 30 дней со дня получения претензии.
В случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения от него ответа на претензию в указанный срок вы можете обратиться с иском в суд. Иски к перевозчикам предъявляются в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления претензии. Иски подаются по месту нахождения перевозчика (статья 30 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормативные акты |
|
1статья 107 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
2статья 95 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
3статья 119 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»
4статья 123 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»