Материалы
Сервисы
Курсы
Помощь
Материалы
Розничная торговля
Дистанционная торговля
Услуги общественного питания
Бытовое обслуживание населения
Туристские услуги
Транспортные услуги
Услуги связи
Финансовые услуги
Жилищно-коммунальные услуги
Образовательные услуги
Медицинские услуги
Иные услуги
Родителям
Правовая информация
Видеопамятки
Сервисы
Курсы
Техническая поддержка
Горячая линия
+7 (495) 539-36-96
Нужна консультация? Позвоните на горячую линию
Оставайтесь на связи
Телеграм-канал Управления Роспотребнадзора по г. Москве
Важная информация и новости о защите прав потребителя
  • Как не стать жертвой мошенников при покупке товаров и заказе услуг в интернете?
  • Меры предосторожности при покупке (продаже) товаров с помощью специализированных интернет-площадок для размещения объявлений («Авито», «Юла» и прочих)
  • Меры предосторожности при покупке (продаже) товаров с помощью интернет-магазинов
  • Меры предосторожности при использовании бесплатных сервисов по подбору займов и предоставлению прочих услуг

Как не стать жертвой мошенников при покупке товаров и заказе услуг в интернете?

Стремительное развитие информационных технологий способствовало перемещению значительной части рынка сбыта товаров и услуг на просторы интернета. Миллионы различных покупок ежедневно совершаются в режиме онлайн – через маркетплейсы, интернет-магазины, ресурсы для размещения объявлений и прочие сайты.

Само собой, не дремлют и мошенники, которые приноровились обманывать добросовестных покупателей и продавцов в интернете. Они находят все новые уловки, чтобы завладеть чужими деньгами, но, как правило, используют при этом расхожие схемы.

Меры предосторожности при покупке (продаже) товаров с помощью специализированных интернет-площадок для размещения объявлений Авито», «Юла» и прочих)

  • Изучите карточку продавца, его рейтинг и отзывы. Насторожитесь, если продавец имеет слишком низкий рейтинг и большое количество отрицательных отзывов.
  • Мошенники часто пытаются увести вас с интернет-ресурса. Следует настороженно отнестись к просьбам продолжить общение в WhatsApp, Viber, Telegram. Вас могут убеждать в том, что функционал сайта работает некорректно, и сделку лучше совершить в обход ресурса. Никогда не поддавайтесь на подобные уговоры. Оплату проводите только через платежные сервисы, которые предлагает выбранная вами интернет-площадка. В таком случае вы можете быть уверены в безопасности оплаты и в сохранности денежных средств на вашей карте. Поскольку сервисы безопасной оплаты предполагают блокирование денег на виртуальном счету торговой площадки, в случае неполучения товара или получения товара ненадлежащего качества денежные средства вернутся на ваш счет. Только при подтверждении получения нужного вам заказа и отсутствии претензий к его качеству торговая площадка направляет денежные средства продавцу. 
  • Не отправляйте предоплату за товар или услугу.
  • При общении в чате мошенники под самыми разными предлогами могут попытаться получить информацию, позволяющую совершать несанкционированные операции с вашей банковской картой. Поэтому ни при каких обстоятельствах не сообщайте пользователям код на оборотной стороне карты (CVV/CVC-код), а также коды из СМС-сообщений для совершения оплаты, приходящих на номер вашего сотового телефона.
  • Мошенники часто используют фишинговые сайты, замаскированные под реально существующие онлайн-ресурсы торговых площадок (доменное имя при этом может отличаться всего лишь одним символом). Ссылки на фишинговые сайты, как правило, оставляют в мессенджерах, поэтому общайтесь с пользователями только через чат интернет-площадки размещения объявлений. В большинстве случаев в таких чатах блокируется рассылка ссылок. Если ресурс не блокирует ссылки, отправляемые пользователям, просто не переходите по ним.

Меры предосторожности при покупке (продаже) товаров с помощью интернет-магазинов

  • Ознакомьтесь с информацией о продавце, размещенной на сайте интернет-магазина. Если эта информация не содержит сведений об организационно-правовой форме продавца и его юридическом адресе – следует насторожиться. Но даже наличие такой информации не исключает возможности создания мошенниками сайта несуществующего интернет-магазина с использованием чужих данных. Регистрационные данные организации или предпринимателя можно проверить с помощью сервиса официального сайта Федеральной налоговой службы. В поисковых системах также можно попытаться найти телефон организации (предпринимателя), позвонив по которому вы узнаете, действительно ли этой организации (предпринимателю) принадлежит интернет-магазин с тем или иным доменным именем.
  • С помощью поисковых систем проверьте отзывы об интернет-магазине. Если отзывы отсутствуют либо размещены только на сайте самого интернет-магазина – следует насторожиться. Будьте предельно осмотрительны в случае, если интернет-магазин имеет низкий рейтинг и много отрицательных отзывов.
  • Распространенная уловка мошенников – привлечение внимания слишком низкими ценами. Насторожитесь, если вам предлагают приобрести товар по цене в несколько раз ниже средней рыночной.
  • Расчеты с продавцом лучше проводить посредством сервисов безопасных платежей либо осуществлением перевода на расчетный счет организации/предпринимателя. Не факт, что переведя деньги на счет физического лица по номеру карты или телефона, вы обязательно станете жертвой мошенника, однако риски при таком способе оплаты в разы выше – после получения денег продавец может просто исчезнуть, заблокировав вас в мессенджерах, на самом сайте и внеся ваш номер телефона в черный список. Разумеется, никакого товара при таких обстоятельствах вы не получите.
  • Не отправляйте предоплату за товар.
  • Не переходите по сомнительным ссылкам, которые пользователь отправляет вам в процессе общения – это касается как покупателей, так и продавцов, реализующих товар через интернет-магазин.

Меры предосторожности при использовании бесплатных сервисов по подбору займов и предоставлению прочих услуг

Мошенники могут представиться исполнителями услуг и предложат вам помощь, например, в подборе выгодного займа или микрозайма. Якобы для зачисления займа вас попросят сообщить данные своей банковской карты, включая код на оборотной стороне (CVV/CVC-код), и предложат с ложной целью «верификации карты» продиктовать или ввести в специальное поле фишинговой интернет-страницы код из СМС-сообщения. Как правило, поддавшиеся на такую уловку потребители впоследствии обнаруживают, что с их карты были списаны деньги.

Отметим, что подобной «верификацией» со списанием и возвратом обратно незначительной денежной суммы (в пределах двух рублей) пользуются не только мошенники, но и другие недобросовестные участники рынка, подключая ничего не подозревающему пользователю, по невнимательности не прочитавшему пользовательское соглашение или мелкий шрифт, какую-либо платную подписку. Денежные средства за подписку списываются в дальнейшем, порой совершенно неожиданно.

Если вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обращайтесь в полицию!

Нормативные акты
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
Поделиться статьей