Онлайн подписки на интернет сервисы: как обезопасить себя от несанкционированного списания денежных средств. Как вернуть денежные средства, если в подписке нет необходимости?
В повседневной жизни покупатели всё чаще сталкиваются
с «привлекательными» рекламными акциями, которыми заманивают различные онлайн-сервисы. Бывает так, что необходимость
в использовании сервиса отпала, либо просто закончился бесплатный пробный период пользования им, а с банковской карты уже произошло безакцептное списание.
Как предотвратить такого рода неприятные ситуации, и как вернуть списанные денежные средства?
Онлайн-подписки с точки зрения российского законодательства
Онлайн-сервисы предоставляют потребителям различные услуги, в связи с чем между потребителем и онлайн-сервисом возникают правовые отношения, регулирующиеся нормами права о возмездном оказании услуг для личных нужд.
Субъект предпринимательской деятельности, оказывающий услуги, именуется исполнителем, а гражданин, который пользуется услугами исполнителя – заказчиком (потребителем). Как правило, онлайн-сервисы заключают с потребителями абонентские договоры, которые являются разновидностью договоров возмездного оказания услуг.
Особенностью абонентского договора являются условия, при которых исполнитель предоставляет возможность потребителю в течение срока действия договора в любой момент оплаченного периода воспользоваться услугами по договору. При этом потребитель уплачивает установленную договором абонентскую плату.
Заказчик вправе отказаться от исполнения абонентского договора как договора возмездного оказания услуг в любой момент, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Если договором предусмотрено иное, такое положение договора ничтожно.
Для прекращения действия договора потребитель должен уведомить об этом исполнителя. После получения исполнителем уведомления о прекращении действия договора договор считается расторгнутым, и исполнитель обязан вернуть потребителю денежные средства за неоказанные услуги.
Как предотвратить несанкционированное списание денежных средств и что делать, если списание все же произошло?
Перед оформлением подписки необходимо внимательно изучить условия пользовательского соглашения и порядок списания платы.
Если потребитель не планирует продлевать подписку на пользование онлайн-сервисом, либо боится пропустить дату окончания бесплатного пробного периода пользования данным сервисом, для исключения самовольного списания денежных средств необходимо самостоятельно отключить в банковском приложении возможность оплаты услуг через интернет.
Использовать для оплаты онлайн-сервисов отдельную банковскую карту, на которой необходимо хранить небольшое количество денежных средств.
Если списание уже произошло, а потребитель в дальнейшем не планирует пользоваться подпиской, ему необходимо самостоятельно связаться с онлайн-сервисом через службу клиентской поддержки, либо направить претензию по почте, сообщить о своем намерении прекратить действие договора и потребовать возврат денежных средств. Если потребителю отказывают в возврате денежных средства, он вправе обратиться в суд для защиты нарушенных прав.
Нормативные акты |
|