Правовая помощь потребителю

Претензия продавцу/исполнителю услуг

Обращение по поводу качества купленного товара или оказанной услуги

Подготовить претензию

Судебный иск

Подготовка документа для защиты нарушенных прав

Подготовить иск
  • Особенности маркировки духов и туалетной воды
  • Что такое средство идентификации парфюмерной продукции (Data Matrix)?
  • Вся ли парфюмерная продукция подлежит маркировке?
  • Как убедиться в легальности парфюмерной-косметической продукции?
  • Что делать при выявлении в продаже парфюмерной-косметической продукции без маркировки?

Особенности маркировки духов и туалетной воды

Маркировка парфюмерно-косметической продукции – это нанесение кода Data Matrix на упаковку для отслеживания движения товара от производителя к конечному потребителю через оптовых и розничных продавцов.

С 01.10.2020 торговать духами и туалетной водой без кода Data Matrix запрещено законодательно1.

Главная цель маркировки парфюмерной-косметической продукции – пресечь в стране поток поступления на потребительский рынок нелегальной продукции.


Маркировка парфюмерной-косметической продукции не только облегчает работу государственных контролирующих органов, но и защищает ваши права потребителей.

Наличие кода Data Matrix позволяет вам убедиться в том, что парфюмерная продукция не является контрафактом. Более того, вы самостоятельно сможете выявлять факты незаконного оборота товара без необходимой маркировки, и пресекать нелегальную деятельность, своевременно сообщая о выявленных нарушениях.

Что такое средство идентификации парфюмерной продукции (Data Matrix)?

Средство идентификации – это код маркировки, представленный в формате Data Matrix в машиночитаемой форме. Информация в нем зашифрована и защищена от подделки с помощью криптографических технологий. Он наносится на потребительскую упаковку или этикетку.

Уникальный цифровой штрих-код Data Matrix – это паспорт, который невозможно потерять или подделать. 

Вся ли парфюмерная продукция подлежит маркировке?

В перечень продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, входит парфюмерно-косметическая продукция под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 3303 00 «Духи и туалетная вода» или кодом ОКПД 2 20.42.112.

Маркировке не подлежат следующие виды продукции:
  • образцы парфюмерной продукции, предназначенные для тестирования, исследований и апробации, которые не предназначены для продажи непосредственно потребителю;
  • образцы парфюмерной продукции, предназначенные для продажи непосредственно потребителю, объемом до 3 мл включительно;
  • парфюмерная продукция в виде рекламных, маркетинговых образцов, не предназначенных для реализации; 
  • парфюмерная продукция, приобретенная по сделке, сведения о которой составляют государственную тайну.

Как убедиться в легальности парфюмерной-косметической продукции?

Для этого вам нужно установить приложение «Честный знак» и с его помощью просканировать код маркировки.

При сканировании вы получите все необходимые сведения:

  • название продукции;
  • назначение продукции;
  • наименование изготовителя, его местонахождение;
  • страна происхождения;
  • объем;
  • дата изготовления;
  • срок годности;
  • меры предосторожности;
  • номер партии;
  • список ингредиентов.

Что делать при выявлении в продаже парфюмерной-косметической продукции без маркировки?

Если уникальный штрих-код Data Matrix на товаре подтвержден системой «Честный знак», значит вы купили подлинную парфюмерную продукцию, то есть она произведена или ввезена в страну легально и не является контрафактной.

Если при проверке через мобильное приложение выявлена ошибка кода или информация о парфюмерной продукции в системе «Честный знак» отсутствует,  либо товар не соответствует описанию в приложении, вы вправе сообщить о выявленном нарушении в контрольно-надзорные органы для принятия соответствующих мер.

Контроль за оборотом маркированных товаров на территории Российской Федерации осуществляется органами Роспотребнадзора3.

Для сообщения о выявленном нарушении необходимо обратиться с письменным заявлением в территориальные органы Роспотребнадзора, отправив его по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением, или оформить электронное обращение на официальном сайте.

Нормативные акты
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
    «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1957 «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

1 постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1957 «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды»

2 распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»

3 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1957 «Об утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды»

Поделиться статьей