Правовая помощь потребителю

Претензия продавцу/исполнителю услуг

Обращение по поводу качества купленного товара или оказанной услуги

Подготовить претензию

Судебный иск

Подготовка документа для защиты нарушенных прав

Подготовить иск
  • Особенности маркировки обуви: что нужно знать покупателю
  • Что такое маркировка обуви и как она работает?
  • Какая обувь должна быть промаркирована?
  • Какая обувь не подлежит маркировке?
  • Как выявить контрафакт и куда обращаться?

Особенности маркировки обуви: что нужно знать покупателю

Покупатели обувных изделий иногда сталкиваются с тем, что новая обувь портится сразу после покупки. Причиной часто оказывается то, что данная обувь является поддельной.

С 1 июля 2020 года маркировка обуви стала обязательной. Такое правило введено для борьбы с контрафактом и контрабандой на рынке продажи обуви, и направлена на защиту прав покупателей обуви.

Давайте выясним, что нужно знать о маркировке обуви, а также на что следует обратить внимание, приобретая обувные изделия.

Что такое маркировка обуви и как она работает?

Производители, поставщики, розничные продавцы, импортеры, комиссионеры обуви обязаны маркировать свои изделия1. Это означает, что каждая единица такого товара (ее упаковка, коробка, ярлык или даже поверхность) должна быть помечена специальным цифровым кодом в формате Data Matrix. Данный идентификатор похож на обычный QR-код. Он уникален: его практически невозможно подделать.

Data Matrix хранит в себе подробную информацию о каждом конкретном обувном изделии, в которой зашифровано официальное название товара, страна-производитель, бренд, состав, товарный знак и другие признаки товара. Код фиксируется в Государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ГИС МТ). Все участники оборота обувных изделий обязательно должны сканировать Data Matrix на каждом этапе оборота продукции. Так государство может отслеживать путь любой обувной пары, например, от производителя к поставщику, от поставщика к продавцу, от продавца к потребителю.

Какая обувь должна быть промаркирована?

К маркируемой категории относится женская, мужская, детская обувь самых разных фасонов, видов и назначений. Она может быть предназначена для любого сезона и состоять из совершенно любых, однородных и смешанных, материалов.

К обуви, подлежащей маркировке, согласно закону, относится следующая:

  • водонепроницаемая обувь;
  • обувь из резинового или пластмассового материала (сверху);
  • с верхом из кожи;
  • изделия для тенниса, гимнастики, баскетбола и других видов спорта;
  • лыжная обувь;
  • товары из кожзама и других, например, текстильных материалов;
  • деревянные обувные изделия;
  • спецобувь для защиты;
  • обувь с подноском из металла.

Обувь, подлежащая маркировке, обозначена двумя видами идентификаторов: кодами Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и кодами товарной номенклатуры (ТН ВЭД ЕАЭС)2.

Эти обозначения выглядят следующим образом

ТН ВЭД ЕАЭС (6401, 6402, 6403, 6404, 6405)

ОКПД2 (15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32, 32.30.12)

Такие цифры вы можете увидеть под кодом Data Matrix

Какая обувь не подлежит маркировке?

Список немаркированной обуви установлен постановлением Правительства Российской Федерации3. Для упрощения поиска конкретного товара необходимо заранее узнать его код ТН ВЭД или ОКПД2.

К немаркированной обуви относятся следующие виды:

  • изделия, продаваемые в магазинах беспошлинной торговли (таких как Duty Free);
  • обувные товары, проходящие различные таможенные процедуры;
  • обувь, созданная для экспорта на территории государств-членов Евразийского экономического союза;
  • ортопедические товары, включенные в товарную позицию 9021 ТН ВЭД ЕАЭС (обувь из жесткой кожи, созданная по индивидуальным меркам для исправления деформации ступни или облегчения боли во время ходьбы);
  • обувь, возвращенная покупателями продавцам розничных точек (при наличии соответствующих документов);
  • обувь, изготовленная для использования консульскими учреждениями и дипломатическими представительствами;
  • обувь, купленная для личного пользования за пределами Российской Федерации, и ввезенная в страну физлицом;
  • изделия, произведенные в Российской Федерации или ввезенные в качестве экспонатов или образцов для ярмарок и выставок (не подлежащие реализации);
  • конфискованная или арестованная государством обувная продукция;
  • обувь, которая находится на хранении у производителей;
  • обувные товары, ввозимые на территорию Российской Федерации или произведенные на территории Российской Федерации участниками оборота обувных товаров в качестве рекламных, маркетинговых и технологических образцов и не предназначенные для реализации (продажи).

Как выявить контрафакт и куда обращаться?

  1. При покупке обувного товара в первую очередь обращайте внимание на наличие штрих-кода Data Matrix.

    Он должен быть четким и ярким, легко считываться с помощью приложения «Честный знак», которое доступно на iOS и Android. После сканирования на экране вашего смартфона появится подробная информация об изготовителе и стране происхождения товара, его модели, размере, составе и других признаках товара.
  2. Если при проверке обнаружится ошибка кода или описание, не соответствующее  товару, вы можете незамедлительно направить жалобу через приложение.

    Её рассмотрят операторы системы маркировки. Впоследствии они определят вид нарушения и передадут сообщение в контрольно-надзорные органы. Персональные данные покупателей при этом не раскрываются.
  3. Если при покупке обуви на коробке, либо другой упаковке, отсутствует информация об изготовителе, составе материала, дате изготовления, а также цифровая маркировка с кодом Data Matrix, свидетельствующая о качестве продукции, лучше отказаться от такой покупки и сообщить о факте нарушения в Роспотребнадзор.

    Обращение должно быть оформлено в письменном виде, в котором важно указать название юридического лица, его регистрационные данные (ИНН, ОГРН) совершившего нарушение, и его основные данные. Также следует приложить документированные материалы (фотоматериалы, сканы или копию чека, если вы купили товар без маркировки), свидетельствующие о факте нарушения.
Помните!
Маркировка обуви осуществляется с целью исключения из оборота нелегальных обувных товаров ненадлежащего качества. Она защищает вас от покупки некачественной обуви, а также дает возможность пресекать деятельность недобросовестных продавцов.
Нормативные акты
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
    «О защите прав потребителей»;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров»;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

1 постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров»

2 распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2018
№ 792-р «Об утверждении перечня отдельных групп товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»

3 пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации
от 05.07.2019 № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров»

Поделиться статьей