Правовая помощь потребителю

Претензия продавцу/исполнителю услуг

Обращение по поводу качества купленного товара или оказанной услуги

Подготовить претензию

Судебный иск

Подготовка документа для защиты нарушенных прав

Подготовить иск
  • Права потребителя при покупке онлайн-курсов
  • Что нужно учитывать, приобретая онлайн-курс?
  • Можно ли вернуть деньги за онлайн-курс?

Права потребителя при покупке онлайн-курсов

Инфобизнес в России стремительно развивается. Рынок заполнен предложениями о приобретении информационных продуктов на любой вкус. Ежедневно в интернете реализуются тысячи различных онлайн-курсов, тренингов, платных вебинаров.

Некоторые из них стоят немалых денег, при этом качество и ценность таких продуктов могут быть самыми разными. Через интернет реализуются и образовательные программы, и прочие развивающие курсы, не связанные с образовательной деятельностью.

Например, можно освоить базовый английский либо пройти курс по успешному знакомству с противоположным полом, позитивному мышлению, научиться вязать, заняться физическим развитием, выполняя упражнения вместе с онлайн-тренером  и так далее. Все зависит исключительно от ваших предпочтений, а нужный продукт обязательно найдется.

Однако приобретение платного курса, к сожалению, не всегда гарантирует заявленный результат. Более того, некоторые из предлагаемых вам инфопродуктов могут оказаться просто бесполезными, некачественными или не соответствующими заявленному описанию. Поэтому к приобретению того или иного платного курса следует подойти ответственно.

Что нужно учитывать, приобретая онлайн-курс?

  • Проверьте наличие действующей лицензии на право заниматься образовательной деятельностью в случае, если организация или индивидуальный предприниматель, реализующий онлайн-курсы, оказывает услуги по дошкольному, общему, профессиональному, дополнительному профессиональному образованию или профессиональному обучению (с выдачей диплома, сертификата).
  • Приобретая платные онлайн-курсы, внимательно ознакомьтесь с офертой на сайте покупки курса (размещение оферты в таких случаях – законодательно закрепленная обязанность продавца). Оферта – это предложение о заключении сделки, которое содержит существенные условия договора, в том числе реквизиты стороны, разместившей оферту, а также условия об акцепте – принятии оферты. Рекомендуем не оплачивать инфопродукт, не ознакомившись в полной мере с условиями договора (оферты).
  • Проверьте компетенцию и экспертность онлайн-тренера либо автора онлайн-курса. Далеко не всегда он должен иметь какой-либо документ о профильном образовании, да и наличие такового совсем не гарантирует результат. Поэтому посмотрите отзывы о данном авторе, о его курсах на сторонних ресурсах. В поисковых системах вы, вероятно, найдете информацию о его экспертных либо практических навыках, достижениях. Обобщив полученную информацию, вероятно, вы откажетесь от приобретения курса или, наоборот, лишь утвердитесь в правильности своих намерений совершить покупку.
  • При оплате онлайн-курса обратите внимание на способ оплаты. В случае перевода денег на банковские карты физических лиц вы вступаете в договорные отношения с гражданами, не являющимися субъектами предпринимательской деятельности, на них Закон «О защите прав потребителей» не распространяется.

Кроме того, если в договоре в качестве Исполнителя указана организация, но денежные средства просят перевести на карту физического лица, это могут быть мошенники.

Можно ли вернуть деньги за онлайн-курс?

В первую очередь, необходимо знать, что реализация онлайн-курсов по своей правовой природе является услугой. Таким образом, к отношениям сторон применяются положения о выполнении работ и оказании услуг. Соответственно можно сделать следующее:

  • заказчик вправе в любое время отказаться от прохождения онлайн-курса и потребовать возврата денег. Однако исполнитель вправе потребовать возмещения фактически понесенных расходов, связанных с реализацией курса. Такие расходы должны быть подтверждены документально. Если исполнитель успел частично исполнить свои обязательства перед заказчиком, то в этой части денежные средства возврату не подлежат. Например, курс состоял из пяти вебинаров. Заказчик посетил два, соответственно, оплата за эти два вебинара возврату не подлежит;
  • заказчик вправе потребовать возврата денежных средств в полном объеме, в том числе требовать возмещения убытков, если ему продан некачественный курс. Например, занятия не соответствовали заявленной программе, информация была предоставлена не в полном объеме либо содержала заведомо ложные, не соответствующие действительности утверждения;
  • при обнаружении недостатков заказчик (на свое усмотрение) вместо отказа от исполнения договора вправе предъявить исполнителю одно из следующих требований: безвозмездно устранить недостаток оказанной услуги, уменьшить цену курса вследствие наличия недостатка, возместить расходы на устранение недостатка услуги (при этом не имеет значения, самостоятельно потребитель устранил недостаток или прибегнул к помощи третьих лиц).

Такие требования излагайте в письменной форме. В случае возникновения спора с исполнителем вы можете направить ему досудебную претензию.

Порядок подачи претензии изложен в материале «Досудебный порядок урегулирования спора».

При невозможности урегулирования споров в добровольном порядке обращайтесь с исковыми требованиями в суд.

Нормативные акты
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
    «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Поделиться статьей