Шаблоны претензий и исковых заявлений

Претензия

Шаблоны претензий продавцам товаров или исполнителям услуг

Подготовить претензию

Судебный иск

Шаблоны исковых заявлений для обращения в суд

Подготовить иск
  • Порядок действий при нарушении прав потребителей при покупке продовольственных товаров
  • В случае покупки некачественных продовольственных продуктов
  • Порядок действий при нарушении прав потребителя при покупке продовольственных товаров

Порядок действий при нарушении прав потребителей при покупке продовольственных товаров

При выборе и покупке продовольственных товаров потребители могут столкнуться с рядом обстоятельств, которые являются грубым нарушением правил торговли и прав потребителей.

Давайте разбираться, что относится к таким нарушениям и как нужно действовать, если вы с ними столкнулись.

К нарушениям прав потребителя при покупке продовольственных товаров относятся:

  1. Продажа товаров без указания обязательной информации

    Продавец обязан предоставить потребителю
    необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность правильного выбора1.

    Обратите внимание, информация должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.

    Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие сведения:

    – наименование продукта;

    – наименование и местонахождение изготовителя;

    – товарный знак изготовителя (при наличии);

    – объем (для жидких фасованных продуктов) и масса нетто или количество продукта (для других продуктов);

    – состав продукта (пищевая ценность, то есть калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);

    – рекомендации по приготовлению готовых блюд (для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);

    – условия хранения пищевых продуктов;

    – срок годности и срок хранения;

    – срок реализации пищевого продукта;

    – дата изготовления и дата упаковывания.

  2. Цена товара, объявленная на кассе (в чеке) не соответствует ценнику

    Изготовитель, продавец обязаны своевременно предоставить потребителю необходимую информацию
    о цене предлагаемого товара в рублях. Цена товара относится к информации, которую продавец обязан предоставить потребителю до приобретения товара,
    обеспечивая возможность его правильного выбора3.

    В магазинах ценник на товаре (стеллаже) является публичной офертой. Продавец обязан продать потребителю товар по той цене, которая указана на ценнике. В случае, если покупка уже совершена и пробит чек, то продавец обязан вернуть разницу.
  3. Продажа некачественных товаров

    Под качеством пищевых продуктов понимается совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным
    в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиями договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность
    и удовлетворяющих физиологическим потребностям человека4.

    В обращении могут находиться только пищевые продукты, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям5.

К некачественным товарам относятся товары, которые6:

  1. Являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям.
  2. Не соответствуют представленной информации:

    – имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениями и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения;

    – не имеют установленных сроков годности, если их установление является обязательным, или срок годности истек;

    – показатели не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации.
  3. В отношении которых установлен факт фальсификации.
  4. Не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений.
  5. Не имеют товаросопроводительных документов.

В случае покупки некачественных продовольственных продуктов

Вы вправе требовать по своему выбору следующее7:

  • замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
  • соразмерное уменьшение покупной цены.

Вместо предъявления указанных выше требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.

При возврате вам уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида.

Порядок действий при нарушении прав потребителя при покупке продовольственных товаров

В случае непредоставлении своевременной и достоверной информации о товаре, в том числе о его цене, приобретении некачественного продовольственного товара, отказа администрации магазина вернуть разницу оплаченной стоимости товара и цены, указанной на ценнике и прочее, потребителю необходимо:

  1. Обратиться к продавцу с письменной претензией

    Она должна быть составлена в двух экземплярах, содержать основания дела и формулировку одно из законных требований6.

    В претензии нужно указать наименование товара, изготовителя, дату изготовления и упаковки, сорт, срок годности, массу нетто и другие отличительные признаки товара, указанные на маркировке и прочее.

    К претензии необходимо приложить копии кассового чека, фотографии упаковки, ценника и прочих документов, имеющих отношения к предъявляемым требованиям.

    Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу (законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, либо лицу, уполномоченному на принятие претензии), либо направить по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, фамилию, имя, отчество лица, принявшего претензию.

    Обратите внимание, вы вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока его годности.
  2. Продавец обязан принять у вас товар ненадлежащего качества, а в случае возникновения спора о причинах появления недостатка товара провести проверку качества, при проведении которой вы имеете право присутствовать7.

    Продавец обязан провести экспертизу товара за счет собственных денежных средств. Вы вправе оспорить заключение экспертизы в суде в случае несогласия.

    Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
  3. В случае отказа продавца в удовлетворении требований, заявленных в претензии, в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением: по месту нахождения организации, по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора.
  4. Если употребление некачественного продовольственного продукта нанесло вред здоровью, то потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков и компенсацию морального вреда.
  5. Вы вправе обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы) за защитой своих законных прав и интересов.
Нормативные акты
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
    «О защите прав потребителей»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ
    «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

1 пункт 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992
№ 2300-I «О защите прав потребителей»

2 Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

3 пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ
«О качестве и безопасности пищевых продуктов»

4 пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ
«О качестве и безопасности пищевых продуктов»

5 статья 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», статья 503 Гражданского кодекса Российской Федерации

6 статья 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»

7 пункт 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»

Поделиться статьей