Порядок действий при нарушении прав потребителей при покупке продовольственных товаров
При выборе и покупке продовольственных товаров потребители могут столкнуться с рядом обстоятельств, которые являются грубым нарушением правил торговли и прав потребителей.
Давайте разбираться, что относится к таким нарушениям и как нужно действовать, если вы с ними столкнулись.
К нарушениям прав потребителя при покупке продовольственных товаров относятся:
- Продажа товаров без указания обязательной информации
Продавец обязан предоставить потребителю
необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность правильного выбора1.
Обратите внимание, информация должна быть представлена непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Информация о пищевых продуктах должна содержать следующие сведения: – наименование продукта;
– наименование и местонахождение изготовителя;
– товарный знак изготовителя (при наличии);
– объем (для жидких фасованных продуктов) и масса нетто или количество продукта (для других продуктов);
– состав продукта (пищевая ценность, то есть калорийность или энергетическая ценность, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
– рекомендации по приготовлению готовых блюд (для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
– условия хранения пищевых продуктов;
– срок годности и срок хранения;
– срок реализации пищевого продукта;
– дата изготовления и дата упаковывания.
- Цена товара, объявленная на кассе (в чеке) не соответствует ценнику
Изготовитель, продавец обязаны своевременно предоставить потребителю необходимую информацию
о цене предлагаемого товара в рублях. Цена товара относится к информации, которую продавец обязан предоставить потребителю до приобретения товара,
обеспечивая возможность его правильного выбора3.
В магазинах ценник на товаре (стеллаже) является публичной офертой. Продавец обязан продать потребителю товар по той цене, которая указана на ценнике. В случае, если покупка уже совершена и пробит чек, то продавец обязан вернуть разницу. - Продажа некачественных товаров
Под качеством пищевых продуктов понимается совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным
в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиями договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность
и удовлетворяющих физиологическим потребностям человека4.
В обращении могут находиться только пищевые продукты, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям5.
К некачественным товарам относятся товары, которые6:
- Являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям.
- Не соответствуют представленной информации:
– имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениями и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения;
– не имеют установленных сроков годности, если их установление является обязательным, или срок годности истек;
– показатели не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации. - В отношении которых установлен факт фальсификации.
- Не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений.
- Не имеют товаросопроводительных документов.
В случае покупки некачественных продовольственных продуктов
Вы вправе требовать по своему выбору следующее7:
- замена недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерное уменьшение покупной цены.
Вместо предъявления указанных выше требований покупатель вправе отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
При отказе от исполнения договора розничной купли-продажи с требованием возврата уплаченной за товар суммы покупатель по требованию продавца и за его счет должен возвратить полученный товар ненадлежащего качества.
При возврате вам уплаченной за товар суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида.
Порядок действий при нарушении прав потребителя при покупке продовольственных товаров
В случае непредоставлении своевременной и достоверной информации о товаре, в том числе о его цене, приобретении некачественного продовольственного товара, отказа администрации магазина вернуть разницу оплаченной стоимости товара и цены, указанной на ценнике и прочее, потребителю необходимо:
- Обратиться к продавцу с письменной претензией
Она должна быть составлена в двух экземплярах, содержать основания дела и формулировку одно из законных требований6.
В претензии нужно указать наименование товара, изготовителя, дату изготовления и упаковки, сорт, срок годности, массу нетто и другие отличительные признаки товара, указанные на маркировке и прочее.
К претензии необходимо приложить копии кассового чека, фотографии упаковки, ценника и прочих документов, имеющих отношения к предъявляемым требованиям.
Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу (законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, либо лицу, уполномоченному на принятие претензии), либо направить по почте письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В случае личного вручения претензии, на втором экземпляре продавец должен указать дату, должность, фамилию, имя, отчество лица, принявшего претензию.
Обратите внимание, вы вправе предъявить требования о недостатках товара в течение срока его годности. - Продавец обязан принять у вас товар ненадлежащего качества, а в случае возникновения спора о причинах появления недостатка товара провести проверку качества, при проведении которой вы имеете право присутствовать7.
Продавец обязан провести экспертизу товара за счет собственных денежных средств. Вы вправе оспорить заключение экспертизы в суде в случае несогласия.
Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), потребитель обязан возместить расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. - В случае отказа продавца в удовлетворении требований, заявленных в претензии, в добровольном порядке потребитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением: по месту нахождения организации, по месту своего жительства или пребывания, либо по месту заключения или исполнения договора.
- Если употребление некачественного продовольственного продукта нанесло вред здоровью, то потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков и компенсацию морального вреда.
- Вы вправе обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы) за защитой своих законных прав и интересов.
Нормативные акты |
|
1 пункт 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992
№ 2300-I «О защите прав потребителей»
2 Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
3 пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ
«О качестве и безопасности пищевых продуктов»
4 пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ
«О качестве и безопасности пищевых продуктов»
5 статья 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», статья 503 Гражданского кодекса Российской Федерации
6 статья 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»
7 пункт 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»