Шаблоны претензий и исковых заявлений

Претензия

Шаблоны претензий продавцам товаров или исполнителям услуг

Подготовить претензию

Судебный иск

Шаблоны исковых заявлений для обращения в суд

Подготовить иск
  • Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей
  • Является ли обязательным досудебный порядок урегулирования споров?
  • Как написать претензию?
  • Как обратиться с претензией к продавцу/ исполнителю?
  • Какие сроки предусмотрены для предъявления претензии?
  • В какой срок претензия будет рассмотрена?
  • Когда обращаться в суд?

Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей

К сожалению, качество приобретенных товаров и оказанных услуг не всегда устраивает потребителей, в результате чего их права нарушаются. Как разрешать подобные  ситуации? Как защитить свои права?

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»1 определяет, что органом власти, призванным защищать интересы потребителей, является суд. Он также предусматривает возможность разрешения спорных ситуаций между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем) в судебном или внесудебном порядке2.    

Таким образом, чтобы разрешить конфликт, возникший между вами и продавцом (изготовителем, исполнителем) товара (услуги), необязательно сразу обращаться в суд.

Вы можете обратиться непосредственно к продавцу (изготовителю, исполнителю) и предъявить требования о защите своих  прав. Для этого необходимо грамотно составить и подать письменный документ – претензию.

Это и есть досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей. Рассмотрим его более подробно.

Является ли обязательным досудебный порядок урегулирования споров?

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»3 не предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Он может быть установлен отдельными нормативно-правовыми актами, в которых указаны случаи, когда потребитель должен соблюсти претензионный порядок4.        

Так, претензию нужно подавать по вопросам урегулирования споров в отношении договоров об оказании услуг связи, перевозки пассажира и багажа внутренним водным транспортом и при заключении договоров о реализации туристского продукта5.                

Однако некоторые суды считают, что обязательный досудебный порядок по таким договорам не является обязательным. Так, Верховный Суд Российской Федерации не рекомендует устанавливать обязательный претензионный порядок в договорах с потребителями, утверждая, что это ущемляет их права, поскольку обращение с досудебной претензией является правом, а не обязанностью потребителя6.      

На практике каждый человек, столкнувшийся со спорной ситуацией, старается ее разрешить как можно быстрее. Досудебный порядок как раз позволяет быстро восстановить нарушенное право.

Еще одним  существенным плюсом досудебного порядка является то, что он позволяет документально зафиксировать обстоятельства (заявления, ответы на них), которые могут оказаться полезными при рассмотрении спора в суде.

Итак, прежде чем обращаться в суд, сначала имеет смысл обратиться к продавцу или исполнителю с письменной претензией об устранении недостатков. Проанализируем, как правильно составить претензию, а также каким образом и в какие сроки передать ее продавцу.

Как написать претензию?

Законодательством Российской Федерации не предусмотрены правила написания претензий по  защите прав потребителей,
поэтому написать ее вы можете в произвольной форме.

Обратите внимание, что в претензии обязательно следует указать следующую информацию:

  1. Наименование продавца (исполнителя).

    Вы можете обратиться с претензией к продавцу (исполнителю), изготовителю или импортеру, их представителям (если они заключили договор с изготовителем (импортером) об удовлетворении требований потребителя по ненадлежащему качеству товара или результату работы).

  2. Ваши данные.

    Обязательно укажите контактный телефон и адрес (почтовый или электронный) для ответа на претензию.

  3. Информация о приобретенном товаре (услуге).

  4. Суть претензии.                                                                                     

    Подробно опишите, когда был обнаружен недостаток товара и в чем он проявляется, в чем выражаются нарушения условий оказания услуги (выполнения работы).

  5. Требования.

    Обратите особое внимание к требованиям, которые вы будете предъявлять к продавцу (исполнителю). Они должны быть предусмотрены законодательством.

  6. Перечень прилагаемых документов.

    Укажите в претензии, копии каких документов к ней прилагаются (кассовый или товарный чек, договор, гарантийный талон, акты, заключения и другие).

  7. Дата и подпись.

    Обратите внимание, что претензию необходимо составить в двух экземплярах – для вас и для продавца (исполнителя).

Если вы обращаетесь с претензией относительно качества товара, то укажите следующее:

  • дата покупки, оплаты и поставки;

  • описание товара (марка, серийный номер, модель, размер, иные отличительные признаки);

  • стоимость.

Если вы обращаетесь с претензией относительно услуги (работы), то укажите следующее:

  • дата и номер (если имеется) заключения договора на оказание услуги;

  • описание услуги (работы);

  • дата ее выполнения и дата подписания акта приема-передачи выполненных работ (если его подписывали);

  • стоимость услуги (работы).

Так, например, если вы обнаружили недостаток в товаре, то вправе требовать:

  • обменять его на аналогичный товар;

  • обменять его на иной (нужно учесть, что за более дорогой придется доплатить, а за более дешевый вам вернут разницу в стоимости);

  • получить скидку на купленный товар;

  • отремонтировать товар, а если уже сами произвели ремонт, то вправе потребовать за него компенсацию;

  • вернуть товар и получить за него денежные средства.

Если выполненная услуга (работа) оказалась некачественной, вы вправе потребовать:

  • исправить недочеты, недостатки;

  • сделать скидку;

  • повторно выполнить работу;

  • оплатить ремонт, который вы произвели, привлекая стороннюю организацию.

Как обратиться с претензией к продавцу/ исполнителю?

  1. Вы можете вручить претензию лично представителю продавца или исполнителя. 

    Важно: на втором экземпляре претензии, который останется у вас, попросите поставить отметку о получении (дата, фамилия, имя, отчество лица, принявшего ее, его должность, подпись, печать).

  2. Также вы можете отправить претензию почтой.

    Важно: отправляйте претензию заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении адресату. Это будет являться доказательством того, какие именно документы вы отправили продавцу (исполнителю), а также  того, что он ее получил.

Какие сроки предусмотрены для предъявления претензии?

Претензию по качеству товара можно предъявить в течение его гарантийного срока или срока годности. Этот период указан в документах, прилагаемых к товару или результату работ.

Если гарантийный срок товара составляет менее двух лет, и вы обнаружили недостатки в нем по его истечении, но в пределах двух лет, вы также вправе предъявить претензию продавцу (изготовителю), но только в том случае, если докажете, что недостатки товара возникли до его передачи вам.

Если на товар не установлен гарантийный срок или срок годности, вы можете предъявить претензию, если обнаружили недостатки в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи вам данного товара.

В какой срок претензия будет рассмотрена?

Срок рассмотрения претензии – десять дней. Если ответ продавца не поступил в течение этого срока, то это приравнивается к отказу от выполнения ваших требований.

Когда обращаться в суд?

Если вы не получили письменный ответ продавца (исполнителя), получили отказ в удовлетворении требований или его ответ вас не устраивает, вы вправе обратиться за защитой своих прав в суд.

Обратите внимание: если продавец (исполнитель) не исполнил ваши требования добровольно на основании предъявленной ему претензии, то при рассмотрении дела в суде вы имеете право на взыскание компенсации.

Нормативные акты

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»;

  • постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»;

  • определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 05.02.2019 № 49-КГ 18-61.

1 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»

2 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»

3 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»

4 пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

5 пункт 4 статьи 55 Федерального закона Российской Федерации от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

6 определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 05.02.2019 № 49-КГ 18-61

Поделиться статьей