Финансовый уполномоченный. Когда он поможет потребителю?
Должность финансового уполномоченного была введена в целях оказания содействия потребителям финансовых услуг в удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
При осуществлении своих полномочий финансовый уполномоченный независим от органов власти, иных организаций и должностных лиц.
Принципы деятельности финансового уполномоченного
Деятельность осуществляется в соответствии с принципами законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, добросовестности и справедливости.
В качестве финансового уполномоченного выступают:
- главный финансовый уполномоченный;
- финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг.
Какие финансовые организации обязаны взаимодействовать с финансовым уполномоченным?
К числу таких организаций относятся:
- страховые организации (кроме страховых организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование);
- микрофинансовые организации;
- кредитные потребительские кооперативы;
- ломбарды;
- кредитные организации;
- негосударственные пенсионные фонды.
Когда можно обратиться к финансовому уполномоченному?
При возникновении спорных ситуаций с финансовой организацией финансовый уполномоченный поможет вам осуществить досудебное урегулирование, что позволит обойтись без судебного разбирательства при соблюдении следующих условий:
- потребителем заключен договор с финансовой организацией в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- требование носит имущественный характер (за исключением взыскания убытков, упущенной выгоды);
- размер требований не превышает 500 000 рублей (за исключением возмещений по договору ОСАГО);
- с момента того, как потребитель финансовых услуг узнал о нарушении его прав, прошло не более трех лет;
- финансовая организация, чьи действия обжалуются, взаимодействует с финансовым управляющим на основании закона в обязательном порядке либо добровольно.
Обратите внимание: прежде чем направить обращение финансовому уполномоченному, проверьте, входит ли финансовая организация в реестр финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, либо в перечень финансовых организаций, организующих взаимодействие с финансовым уполномоченным на добровольной основе. Если финансовая организация не включена в вышеуказанный реестр или перечень, то потребителю следует обращаться сразу в суд без направления обращения финансовому уполномоченному. |
При спорах потребителей с финансовыми организациями, для которых взаимодействие с финансовым уполномоченным обязательно, обращение в суд возможно только после обращения к финансовому уполномоченному (если требования отвечают перечисленным критериям).
Порядок обращения к финансовому уполномоченному
До направления финансовому уполномоченному обращения потребитель финансовых услуг должен направить в финансовую организацию заявление в письменной или электронной форме.
Обращение к финансовому уполномоченному должно содержать:
- фамилию, имя и отчество, дату и место рождения, место жительства потребителя;
- почтовый адрес и иные контактные данные потребителя (номер телефона, адрес электронной почты – при наличии; при отправлении электронного обращения – обязательно);
- наименование, место нахождения и адрес финансовой организации;
- сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора и дате его заключения (при наличии);
- сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ответа от нее, а также об использованных сторонами до направления обращения финансовому уполномоченному способах разрешения спора;
К обращению прилагаются копии заявления в финансовую организацию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся у потребителя финансовых услуг копии договора с финансовой организацией и иных документов по существу спора.
Прием и рассмотрение обращений потребителей осуществляется финансовым уполномоченным бесплатно.
Нормативные акты |
|