Обман потребителей. Мошенничество. Что следует знать потребителю?
К сожалению, в повседневной жизни люди время от времени сталкиваются с недобросовестными продавцами товаров и исполнителями услуг, которые хотят незаконным способом обогатиться за счет потребителей. Как же распознать и предотвратить обман? В каких случаях речь идет не просто об обмане, а уже о мошенничестве?
Как потребителям избежать обмана
В первую очередь, нужно владеть всей информацией о товарах или услугах, а также о продавце либо исполнителе. Продавец (исполнитель) обязан предоставить вам всю информацию, позволяющую получить исчерпывающие сведения как о себе, так и о предлагаемом товаре (услуге).
Какую информацию необходимо получить?
Наименование организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Продавец (исполнитель) обязан разместить данную информацию на вывеске.
Индивидуальный предприниматель должен предоставить информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.
Изготовитель (продавец) обязан довести до потребителя сведения о наименовании, месте нахождения (адресе) и режиме работы уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя.
Владелец агрегатора (интернет-площадка) обязан довести до потребителя информацию как о себе, так и о продавце (исполнителе).
Если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, государственной аккредитации, эта информация также доводится до потребителя.
Продавец (исполнитель) должен предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:
цена в рублях и условия приобретения товаров (выполнения работ, оказания услуг);
гарантийный срок, если он установлен;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания – сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях (перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»);
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (выполнения работ, оказания услуг);
срок службы или срок годности товаров;
иная информация.
Большинство способов обмана потребителей связано с непредоставлением всей необходимой информации о товаре (услуге) и о себе (продавце, изготовителе, исполнителе), а также построено на искажении данных сведений. Получив исчерпывающую информацию о товаре или услуге и о продавце либо исполнителе, потребитель уже во многом может обезопасить себя от обмана и мошенничества. Рекомендуем внимательно изучать отзывы других потребителей, имеющиеся в свободном доступе в интернете, в частности на сайтах с отзывами.
Обман потребителя в отличие от мошенничества менее общественно опасен и не влечет за собой тяжкого наказания, предусмотренного за совершенное мошенничество. За мошеннические действия наступает уголовная ответственность. Согласно статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации, мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Примеры действий недобросовестных продавцов и исполнителей услуг
Обмеривание, обвешивание или обсчет потребителя при реализации товара (выполнении работы, оказании услуги).
Введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (выполнении работы, оказании услуги).
Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или схожих с ними обозначений для однородных товаров.
Производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или схожих с ними обозначений для однородных товаров.
Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), изготовителе, продавце, исполнителе и режиме их работы.
Включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей.
Навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату путем предложения потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги) или заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законом, а также путем включения в договор условий, которые обусловливают приобретение основных товаров (работ, услуг) обязательным приобретением дополнительных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров.
Непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом.
Неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
Необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке таких требований.
Отказ потребителю в предоставлении товаров (выполнении работ, оказании услуг) либо доступе к товарам (работам, услугам) по причинам, связанным с состоянием его здоровья, или ограничением жизнедеятельности, или его возрастом, кроме случаев, установленных законом.
Продажа отдельных видов технически сложных товаров с предварительно установленными программами с нарушением установленного законодательством о защите прав потребителей требования об обеспечении возможности использовать отдельные виды технически сложных товаров с предварительно установленными программами, странами происхождения которых являются Российская Федерация или другие государства – члены Евразийского экономического союза.
Отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, за исключением случаев, если предоставление персональных данных обязательно в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами или непосредственно связано с исполнением договора с потребителем.
Какие виды обмана потребителей могут встретиться?
К числу самых распространенных видов обмана потребителей относится введение их в заблуждение относительно цены товара (работы, услуги). Так, например, на ценнике в магазине указана одна сумма, а по факту оплаты в чеке она оказывается в полтора или два раза больше. Другой пример: в стоматологической клинике в прайс-листе приведена одна сумма, а по факту с потребителя взимается совсем другая плата. Есть примеры, когда при проведении работ их стоимость после окончания оказывается значительно выше заявленной.
Кроме того, распространены случаи с пробиванием в чеке одного товара несколько раз. В магазинах, в том числе небольших торговых точках, и на рынках может встречаться обмеривание, обвешивание и обсчет. Встречаются и факты реализации товаров с истекшим сроком годности, хранившихся при несоответствующих температурных условиях, без сопроводительной документации.
Для предотвращения подобных ситуаций внимательно проверяйте чеки, изучайте маркировку товара, используйте контрольные измерительные приборы. Оцените внешний вид товара, убедитесь в отсутствии повреждений упаковки и признаков порчи (гниль, плесень). При оплате наличными пересчитывайте сдачу. При оплате по безналичному расчету проверьте сумму списания с банковской карты. При оказании услуг, перед тем как ими воспользоваться, обо всем расспросите исполнителя (сроки и условия оказания услуг), заранее уточните информацию об объеме предстоящих работ и цене.
В последнее время участились случаи, когда физическое лицо продает товар или оказывает услугу физическому лицу (по факту), но при этом выдает себя за юридическое лицо или официального представителя какой-нибудь организации, в том числе известного бренда или сети. Данные физические лица оказывают, например, парикмахерские, косметические услуги, делают массаж, пилинг, маникюр, педикюр, ремонтируют технику, шьют одежду, проводят ремонт и уборку квартир, готовят и реализуют кондитерские изделия (торты ручной работы и пирожные на заказ), позиционируя себя как организацию (юридическое лицо).
Потребители, имейте в виду, что на отношения между физическими лицами Закон о защите прав потребителей не распространяется. Обезопасьте себя заранее, потребуйте предоставить всю необходимую информацию о продавце (изготовителе, исполнителе), о том, является ли он юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, прошедшим соответствующую государственную регистрацию в Федеральной налоговой службе (ФНС), как он заявляет. Вы можете проверить все это на сайте Федеральной налоговой службы по идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) или основному государственному регистрационному номеру (ОГРН). Кроме того, на сайте ФНС есть сервис «Риски бизнеса. Проверь себя и контрагента».
Факт оплаты по безналичному расчету физическому лицу может служить доказательством потребительских правоотношений в случаях, когда гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в нарушение требований, установленных пунктом 4 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации. К таким сделкам суд применяет законодательство о защите прав потребителей (пункт 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Если вы стали жертвой обмана, можно обратиться в правоохранительные органы, органы прокуратуры, Роспотребнадзор (его территориальные органы).
Нормативные акты |
|