Обмен и возврат ювелирных изделий
Выбирая ювелирное изделие, покупатель прежде всего рассчитывает на получение эстетического удовольствия от покупки, заранее не задумываясь о ее возврате. Однако в процессе эксплуатации может выясниться, что украшение не сочетается с остальными предметами гардероба, его элементы крайне неудобны или доставляют дискомфорт, а если украшение было подарено, оно могло просто не понравиться получателю. Что делать в таком случае? Попробуем разобраться.
Можно ли вернуть ювелирное изделие надлежащего качества?
Обратите внимание, что вернуть/обменять ювелирное изделие надлежащего качества, приобретенное в магазине, нельзя. Если украшение не подошло по цвету, модели, размеру или просто не соответствует вашему вкусу – вернуть его невозможно.1
Однако, если изделие приобретено дистанционно (через интернет-магазин, курьерскую службу), вы вправе отказаться от товара надлежащего качества до или после его получения в течение семи дней, поскольку физически отсутствовала возможность примерки/внимательного осмотра изделия, ярлыков.2
При этом стоит иметь в виду, что возврат возможен только при сохранении товарного вида, ярлыков и пломб, упаковки, а также документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, или иного доказательства, подтверждающего покупку.
Важно! Если вы не получили письменную информацию о правилах возврата, срок возврата составляет три месяца.
Если возникли претензии к качеству ювелирного изделия
Если у вас возникли претензии к качеству ювелирного изделия, – несоответствие характеристик изделия данным ярлыка, обнаружены недостатки (поломка, изменения цвета металла/вставки), – вы имеете право на безвозмездное устранение недостатков, возмещение расходов на их устранение, замену на аналогичный товар и возврат суммы, уплаченной за изделие. При этом недостатки могут быть выявлены как в момент доставки товара, так и в процессе его эксплуатации.
Особенности возврата изделий с недостатком
Вы вправе предъявить требование на возврат в течение всего гарантийного срока изделия, указанного на бирке изделия, а в некоторых случаях и по истечении данного срока. Если гарантийный срок не указан и/или составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены по истечении указанного срока, но в пределах двух лет, вы вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования о возврате, замене изделия. Данные требования подлежат удовлетворению, если вы докажете, что недостатки товара возникли еще до передачи изделия в ваши руки.
Что делать, если вы обнаружили недостаток?
- Обратиться к продавцу или изготовителю. Они обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, и в случае необходимости провести проверку качества товара.3 В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (исполнитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет. Вы вправе присутствовать при проведении экспертизы товара.
- В случае отсутствия уведомления о дате, времени, месте проведения экспертизы, а также в случае несогласия с ее результатами, вы можете оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Полезно знать |
Практика по возврату изделий с недостатками неоднозначна. Так, кассационным судом общей юрисдикции было отказано в удовлетворении требований в следующем случае: покупатель приобрел серьги с сапфирами, будучи уверенным в том, что камни натуральные. Однако в опломбированном ярлыке к изделию была указана уточняющая информация о дополнительной обработке камней. Покупателю не удалось доказать в суде, что он был введен в заблуждение в вопросе качества товара, поскольку при покупке лично осматривал серьги и техническое описание изделия на прикрепленном ярлыке.4 |
Общие рекомендации
Приобретая ювелирные изделия, внимательно их осмотрите, прочитайте всю информацию о материале и вставках, кодах и надписях на ярлыках, тщательно проверьте замки, осмотрите плетение и помните, что изделия надлежащего качества возврату и обмену не подлежат!
Нормативные акты |
|
1 пункт 9 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»
2 пункт 22 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и пункт 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»
3 пункт 5 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»
4 определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 19.10.2021 № 88-9375/2021