Ответственность владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах)
Потребительский спрос на приобретение товаров и услуг через интернет постоянно растет, свою деятельность в этой сфере осуществляет множество владельцев агрегаторов. Как их деятельность регулируется российским законодательством и за что они несут ответственность перед потребителями?
Кто такой владелец агрегатора информации о товарах (услугах)?
Владелец агрегатора — это посредник (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) между продавцом и покупателем, который при помощи сайта или приложения предоставляет потребителю возможность:
- одновременно ознакомиться с предложениями разных продавцов товаров и услуг;
- заключить с продавцом (исполнителем) договор;
- произвести предварительную оплату товара (услуги).
Какие обязанности у владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах) перед потребителями?
Владелец агрегатора обязан довести до сведения потребителей следующую информацию:
- о себе и продавце (исполнителе) — фирменное наименование (наименование);
- место нахождения (адрес);
- режим работы, государственный регистрационный номер;
- фамилию, имя, отчество (если имеется);
- а также об имеющихся изменениях в указанной информации.
Указанную информацию владелец агрегатора доводит до потребителей посредством ее размещения на своем сайте и (или) странице сайта в интернете. |
Владелец агрегатора, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации.
Кому предъявлять претензии: владельцу агрегатора или продавцу (исполнителю)?
Потребителю необходимо знать, что ответственность за качество товара и услуги, за соблюдение условий договора купли-продажи и оказание услуг несет непосредственно продавец (исполнитель), а не владелец агрегатора (кроме случаев, когда иное предусмотрено соглашением между владельцем агрегатора и продавцом (исполнителем). Например, владелец агрегатора заключил соглашение с продавцом (исполнителем), по которому взял на себя обязанность самостоятельно отвечать перед потребителем по претензиям о ненадлежащем качестве – в таком случае владелец агрегатора впоследствии самостоятельно предъявляет требования продавцу (исполнителю).
Предъявить претензии продавцу (исполнителю) потребитель может через личный кабинет агрегатора либо непосредственно продавцу (исполнителю). |
Порядок подачи претензии изложен в материале «Досудебный порядок урегулирования спора».
Владелец агрегатора не несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной или неполной информации о товаре (услуге), в случае если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).
Возврат предоплаты за товары и услуги. В каких случаях предоплату вернет агрегатор?
Владелец агрегатора по требованию потребителя обязан вернуть сумму предварительной оплаты товара (услуги) в случаях:
- если товар не доставлен (услуга не оказана) в срок, и потребитель в связи с этим направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора, сообщив об этом владельцу агрегатора.
К примеру, вы заказали доставку еды через мобильное приложение. Заявленный срок доставки должен был составить максимум 45 минут. Заказ не был доставлен.
Для возврата денежных средств вам необходимо уведомить продавца еды об отказе от исполнения заказа через мобильное приложение и через него же обратиться с требованиями о возврате денежных средств к владельцу агрегатора. Денежные средства в таком случае вам обязан вернуть сам владелец агрегатора.
Нормативные акты |
|