Порядок заключения договора с гостиницей
Отношения, возникающие между исполнителем гостиничных услуг и потребителем по предоставлению гостиничных услуг, определяются гражданско-правовым договором о возмездном оказании услуг.
По договору исполнитель (гостиница) обязуется предоставить вам для временного проживания гостиничный номер (место в номере) и комплекс гостиничных услуг, а вы обязуетесь оплатить эти услуги и соблюдать правила проживания в гостинице.
Рассмотрим особенности и порядок заключения договора с гостиницей.
Бронирование номера (места) в гостинице
Заключению договора об оказании гостиничных услуг в большинстве случаев предшествует бронирование номера (места) в гостинице.
Вы можете осуществить бронирование (забронировать номер) в следующих формах:
- путем составления документа, подписанного двумя сторонами;
- путем направления заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи.
Форма заявки устанавливается исполнителем, то есть администрацией гостиницы1.
Вы вправе в любой момент аннулировать бронирование (заявку). Порядок и форма отказа от бронирования устанавливаются исполнителем.
Исполнитель (гостиница) вправе отказать в бронировании, если
на указанную в заявке дату отсутствуют свободные номера.
Бронирование может быть гарантированным и негарантированным |
- Гарантированное бронирование
При этом виде бронирования гостиница ожидает заезд потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда.
В случае, если вы несвоевременно откажетесь от бронирования, опоздаете или не заедете, то с вас будет взиматься плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки. Обратите внимание: при опоздании более чем на сутки гарантированное бронирование аннулируется. - Негарантированное бронирование.
Исполнитель (гостиница) ожидает потребителя до определенного часа, установленного отелем, в день заезда, после чего бронирование аннулируется.
Заключение договора гостиничных услуг
Договор гостиничных услуг заключается между вами и гостиницей (исполнителем). Он подписывается обеими сторонами и должен содержать следующие сведения:
- наименование гостиницы (для индивидуальных предпринимателей – фамилию, имя, отчество (если имеется), сведения о государственной регистрации;
- сведения о заказчике (постояльце), которым можете быть не только вы, но и, например, работодатель при оформлении проживания командированного лица (наименование и сведения о государственной регистрации юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) физического лица и сведения о документе, удостоверяющем его личность, оформленном в установленном порядке);
- сведения о виде гостиницы, категории гостиницы, указанной в свидетельстве о присвоении гостиницы определенной категории, предоставляемом номере (месте в номере) и об адресе гостиницы;
- сведения о предоставляемом номере (месте в номере);
- цена номера (места в номере);
- период проживания в гостинице;
- время заезда и время выезда (расчетный час);
- иные необходимые сведения (по усмотрению исполнителя).
Заезд и выезд из гостиницы
Заезд и выезд осуществляются с учетом расчетного часа, который устанавливается с 12 часов текущих суток по местному времени. Исполнитель (гостиница) с учетом местных особенностей и специфики деятельности вправе изменить установленный расчетный час.
Разница между временем выезда из номера и заезда в номер
не может составлять больше трех часов.
Исполнитель вправе установить предельный срок проживания в гостинице, одинаковый для всех потребителей.
Учитывая, что потребитель может прибыть в гостиницу в любое время суток, установлено, что исполнитель должен обеспечить круглосуточное оформление прибывающих в гостиницу и убывающих из нее2.
Обратите внимание: при прекращении проживания в гостинице вы вправе в любое время суток потребовать от администратора оформить все необходимые документы. |
Информация, которую обязана предоставить гостиница
- В помещении, предназначенном для оформления временного проживания, в удобном для обозрения месте (как правило, это стойка администратора), в том числе на сайте гостиницы в интернете, должна быть размещена следующая информация3:
– сведения об исполнителе (владельце гостиницы), номер его контактного телефона, а также данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), либо факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в
Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
– сведения о вышестоящей организации (при наличии);
– сведения о присвоении гостинице категории, если такая категория присваивалась, с указанием присвоенной категории, наименования аккредитованной организации, проводившей классификацию, даты выдачи и номера свидетельства, срока его действия;
– категории номеров гостиницы (в случае присвоения категории) и цену номеров (места в номере);
– перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);
– сведения о форме и порядке оплаты гостиничных услуг;
– перечень и стоимость иных платных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты;
– сведения о форме, условиях и порядке бронирования, аннулирования бронирования;
– предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;
– перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании гостиничных услуг в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами;
– сведения об иных платных услугах, оказываемых в гостинице третьими лицами;
– сведения о времени заезда (выезда) из гостиницы;
– сведения о правилах проживания в гостинице. - Услуги, которые должны предоставляться без взимания дополнительной платы
К таким услугам относятся4:
– вызов скорой помощи;
– пользование медицинской аптечкой;
– доставка в номер корреспонденции, адресованной постояльцу;
– услуга «будильник» для тех, кому необходимо вовремя проснуться;
– предоставление чайника, иголок, ниток, комплекта посуды и столовых приборов.
Обратите внимание: исполнитель (гостиница) не вправе без вашего согласия выполнять дополнительные услуги за плату5. |
Также вы вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они уже оплачены, потребовать от исполнителя (гостиницы) возврата уплаченной суммы.
Расторжение договора об оказании гостиничных услуг
Законодательство защищает права и законные интересы потребителей при заключении, изменении и прекращении договора об оказании гостиничных услуг. Таким образом, вы имеете право расторгнуть договор с гостиницей в любое время, уплатив часть суммы пропорционально части оказанной услуги (выполненной работы)6.
При досрочном расторжении договора с гостиницей по инициативе заказчика
Вы обязаны оплатить гостинице фактически понесенные расходы. Как правило, к таким расходам относится стоимость проживания и расходы, потраченные гостиницей в рамках исполнения договора, если они не входят в стоимость проживания, например, за оказание дополнительных услуг, не включенных в цену номера.
Возможность установления каких-либо штрафных санкций со стороны гостиницы в данном случае законодательством не предусмотрена.
При досрочном расторжении договора по инициативе гостиницы
Исполнитель (гостиница) имеет право на расторжение договора только в случае нарушения потребителем условий договора.
При этом вы обязаны возместить гостинице лишь фактически понесенные ею расходы. Штрафные санкции в отношении постояльца в этом случае также не предусмотрены.
Как защитить свои права?
Законодательство гарантирует защиту законных прав и интересов потребителей, поэтому в случае любых нарушений, вы вправе:
- Обратиться с претензией к исполнителю и предъявить свои требования.
Для этого следует составить претензию в письменном виде. В ней необходимо указать суть обращения и заявить свои требования. К претензии вы можете приложить копии документов (кассовый и товарный чек, иные документы), имеющие отношение к вашему обращению. Она должна быть написана в двух экземплярах: один – для исполнителя, а второй остается у вас.
Претензию можно вручить лично исполнителю (необходимо на своем экземпляре поставить отметку исполнителя о получении) или отправить по почте (заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении). - В случае отказа исполнителя урегулировать вопрос в добровольном порядке, вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
Обратите внимание: при обращении в суд за защитой прав потребителя истцы освобождаются от уплаты госпошлины. - Также вы всегда можете обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы) за защитой своих прав потребителя.
Нормативные акты |
|
1 пункт 14 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
2 пункт 22 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
3 пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
4 пункт 27 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
5 пункт 11 постановления Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 № 1853 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»
6 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»