Шаблоны претензий и исковых заявлений

Претензия

Шаблоны претензий продавцам товаров или исполнителям услуг

Подготовить претензию

Судебный иск

Шаблоны исковых заявлений для обращения в суд

Подготовить иск
  • Права потребителей при оказании услуг фитнес-клубов и тренажерных залов
  • На что следует обратить внимание при выборе и посещении фитнес-клуба? 
  • Что делать в случае пропуска занятий?
  • Если не устраивает качество предоставленных услуг фитнес-клубом
  • Право на отказ от услуг и расторжения договора
  • Право на оказание оплаченных услуг в положенный срок
  • Если в договоре не указан срок оказания услуги?
  • Как защитить свои права?

Права потребителей при оказании услуг фитнес-клубов и тренажерных залов

Вы стали уделять больше внимания своему здоровью и решили посещать фитнес-клуб или тренажерный зал? При выборе спортивного учреждения прежде всего убедитесь в том, что оно не только выполняет свои обязательства по отношению к потребителям, но и соблюдает базовые требования качества и безопасности предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг.

На что следует обратить внимание при выборе и посещении фитнес-клуба? 

  1. Вам должна быть предоставлена информация об исполнителе (фитнес-клубе или тренажерном зале): наименование, адрес, режим работы.

    Эта информация должна располагаться на вывеске организации, а также в любом удобном и доступном месте (уголок потребителя, стенд, стойка информации)1.
  2. Спортивное учреждение обязано предоставить вам всю необходимую и достоверную информацию об оказываемых им услугах2:

    • перечень оказываемых услуг;
    • стоимость услуг;
    • условия оказания услуг;
    • сведения о конкретном лице, которое будет оказывать услуги (инструктор, тренер и другое);
    • перечень необходимых документов для получения выбранного вида услуг;
    • медицинские противопоказания для соответствующих видов услуг;
    • правила поведения в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях;
    • квалификация обслуживающего персонала;
    • местонахождение пункта медицинской помощи.
  3. Безопасность услуг

    Фитнес-клуб или тренажерный зал обязан обеспечить вашу безопасность. Спортивные услуги и условия обслуживания потребителей должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды3.

    Убедитесь в том, что спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь соответствуют требованиям безопасности, установленным в нормативной документации на них, и используются в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя4:
    • спортивный инвентарь импортного производства, применяемый при оказании спортивных услуг, должен иметь сопроводительные документы на русском языке; 
    • спортивное оборудование, снаряжение и инвентарь, подлежащие обязательной сертификации, должны быть сертифицированы в установленном порядке;
    • оборудование, не подлежащее обязательной сертификации, должно иметь документ изготовителя, подтверждающий его пригодность и безопасность применения.

Что делать в случае пропуска занятий?

Некоторые фитнес-клубы прописывают в договоре условия
о том, что в случае пропуска занятий, они не восстанавливаются.

Действительно, в Гражданском кодексе Российской Федерации прописано, что в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором5.

Однако в случаях, когда невозможность исполнения договора возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик (потребитель) возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором6.

Таким образом, если занятия были пропущены, например, по причине болезни или официальной командировки, то исполнитель не должен требовать с вас их оплаты.

Если не устраивает качество предоставленных услуг фитнес-клубом

Предоставляемые услуги должны быть качественными. Если вы обнаружили недостатки в оказанной услуге, то вправе по своему выбору потребовать7:

  • безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги;
  • соответствующее уменьшение цены оказанной услуги;
  • повторное оказание услуг;
  • возмещение понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.

Если же исполнитель (фитнес-клуб) не устранил обнаруженные вами недостатки или существенное нарушение требований к качеству оказанных услуг, вы вправе требовать расторжения договора и компенсации всех понесенных убытков в связи с некачественно оказанной услугой8.

Право на отказ от услуг и расторжения договора

Вы имеете право в любое время отказаться от услуг фитнес-клуба9.

При отказе от услуг вы вправе рассчитывать на возврат денежных средств за еще не оказанные услуги.

При вашем добровольном отказе от услуги фитнес-клуб имеет право претендовать ровно на ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением данного договора. 

Следовательно, при заключении договора фитнес-клуб
не вправе включать в его текст такое условие: «при отказе потребителя от данных услуг оставшаяся сумма
за неиспользованный период возврату не подлежит,
либо с потребителя будут удержаны какие-либо штрафы
в виде фиксированных сумм».

Эти условия договора ущемляют ваши потребительские права и не могут быть включены в договор оказания услуг.

Вы также можете расторгнуть в одностороннем порядке договор, если фитнес-клуб заменил занятия или отменил их, а также поменял инструкторов. Для этого нужно обратиться с заявлением о расторжении договора и о возврате денег за неиспользованный период. 

Право на оказание оплаченных услуг в положенный срок

В момент заключения договора до вашего сведения должна быть доведена полная и точная информация о сроках оказания услуг, которые должны быть зафиксированы в договоре10.

Фитнес-клуб обязан осуществить оказание услуги в срок, установленный правилами оказания отдельных видов услуг или договором об оказании услуг, если указанными правилами он не предусмотрен. 

В случае, если сроки оказания услуг, обозначенные в договоре, нарушаются и фитнес-клуб не оказывает услуги, вы имеете право11: 

  • назначить новый срок оказания услуги;
  • поручить оказание услуги третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя (фитнес-клуба) возмещения понесенных вами расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги;
  • отказаться от исполнения договора об оказании услуги.

За нарушение сроков оказания услуг фитнес-клуб также несет ответственность в виде неустойки (пени) 3% от стоимости услуг, компенсации убытков и морального вреда12.

Если в договоре не указан срок оказания услуги?

Бывают случаи, когда в договоре не указан конкретный срок оказания услуги. Фитнес-клубы еще до начала деятельности предлагают на выгодных условиях заключить договор, в котором начало оказания услуги связано со сроком открытия клуба. Это является нарушением с их стороны.

Помните
Если прошел разумный срок13, а оказание услуг так и не было начато, при этом сроки по-прежнему не объявлены (и не прописаны в договоре), у вас есть право в любой момент отказаться от договора и потребовать возврата денежных средств14. Для этого нужно обратиться в фитнес-клуб с письменной претензией.

Как защитить свои права?

  1. Для обращения в суд соблюдение претензионного порядка не предусмотрено. Однако прежде, чем обращаться в суд, имеет смысл обратиться с письменной претензией к исполнителю (руководству фитнес-клуба).

    В большинстве случаев возникшие разногласия вполне можно урегулировать и без судебного разбирательства.

    В претензии необходимо указать:

    — наименование исполнителя и его адрес;

    — свои данные;

    — изложить обстоятельства дела;

    — требования, которые вы предъявляете исполнителю.

    К претензии вы можете приложить копии документов (договор, кассовый чек, иные документы), имеющие отношение к вашему обращению. Претензия должна быть составлена в двух экземплярах: один – для исполнителя, второй остается у вас.

    Вы можете вручить претензию лично исполнителю или отправить по почте (например, если исполнитель отказывается ее принимать). При личном вручении претензии необходимо на своем экземпляре поставить отметку исполнителя о ее принятии (дата приема и подпись лица, ее принявшего). Почтовое отправление необходимо оформлять заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
  2. В случае отказа исполнителя от удовлетворения ваших требований, вы вправе обратиться с исковым заявлением в суд.

    Обратите внимание: истцы при обращении в суд за защитой прав потребителя от уплаты госпошлины освобождаются.
  3. Также вы всегда можете обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы) за защитой прав потребителя.
Нормативные акты
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
    «О защите прав потребителей»;
  • ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования». 

1 статьи 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
«О защите прав потребителей»

2 пункт 5.2.9.1 ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»

3 статья 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
«О защите прав потребителей» и пункт 6.1 ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»

4 пункт 6.2 ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»

5 часть 2 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации

6 часть 3 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации

7 статья 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
«О защите прав потребителей»

8 статья 29 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
«О защите прав потребителей»

9 статья 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» 

10 статья 27 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
«О защите прав потребителей»

11 статья 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
«О защите прав потребителей»

12 п. 5. статьи 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»

13 статья 314 Гражданского кодекса Российской Федерации

14 пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992
№ 2300-I «О защите прав потребителей»

Поделиться статьей