Права потребителя при посещении заведений общественного питания
Услуги общественного питания в России пользуются особым спросом. Бесчисленное множество ресторанов, кафе, баров, столовых и прочих аналогичных заведений предлагают отведать разнообразные блюда как собственного приготовления, так и приобретаемые у третьих лиц и впоследствии доводимые до готовности. К сожалению, далеко не всегда качество оказываемых заведениями общепита услуг можно назвать безукоризненным. Нередки случаи обмана потребителей, пищевых отравлений вследствие реализации некачественной продукции, а также отказа в обслуживании посетителей. Чтобы свести такие ситуации к минимуму, потребители услуг общественного питания должны знать свои права.
- В первую очередь, это право на информацию. Изначально организация или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги общественного питания, обязаны довести до потребителя достоверную информацию о себе и своей деятельности - фирменное наименование, юридический адрес, регистрационные данные, фактическое место нахождения, режим работы.
- До потребителя в обязательном порядке доводится информация об оказываемых услугах и реализуемой продукции. Как правило, такая информация содержится в меню, прейскурантах, однако не запрещается доводить ее до сведения потребителя и иными способами.
Информация о предлагаемой продукции общественного питания должна содержать сведения о ее наименовании, основных ингредиентах, входящих в состав, способ приготовления, сведения об объеме (весе) порций готовых блюд. - Информация о реализуемой алкогольной продукции должна содержать наименование, объем и цену такой продукции, сведения о емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции либо объеме ее порции.
- До сведения потребителя также доводится информация о пищевой ценности продукции общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания).
Ваши права на услуги общественного питания
- Исполнитель обязан оказать потребителю услугу надлежащего качества. Реализуемые блюда должны полностью соответствовать их описанию в меню, а также быть пригодными для употребления в пищу.
- Потребитель имеет право проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции, а исполнитель по требованию потребителя обязан предоставить для этого необходимые средства измерения.
- В случае недовеса потребитель вправе на свое усмотрение потребовать устранить недостаток блюда либо вовсе отказаться от употребления его в пищу. В случае, если заказ был оплачен предварительно, денежные средства должны быть возвращены потребителю в полном объеме.
Сроки оказания услуги
Потребитель имеет право требовать оказания услуги в сроки, согласованные с исполнителем. Например, в случае если исполнителем нарушен срок оказания услуг по приготовлению блюд или предварительному заказу на обслуживание (организация банкета и тому подобное), то потребитель вправе требовать возврата внесенной оплаты или ее уменьшения.
Навязанные услуги, которые не оговаривались
Исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять какие-либо дополнительные услуги и выставлять счета на их оплату.
Даже если такие услуги были фактически оказаны, потребитель вправе отказаться от их оплаты. Недопустимо также без согласия потребителя включать в платежный документ неоговоренные ранее комиссии, чаевые, сборы, а также другие платежи, не предусмотренные договором.
Иные права потребителя услуг общественного питания
- Потребитель при оплате услуг общественного питания вправе потребовать от исполнителя выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности.
- Потребитель имеет право потребовать предоставления книги отзывов и предложений, а также вносить туда записи.
- Исполнитель обязан оказать услугу согласно прейскуранту или меню любому потребителю независимо от пола, возраста, расы, национальности, убеждений и прочих личностных критериев – за исключением установленных законодательством Российской Федерации запретов (продажа алкоголя несовершеннолетним и так далее).
Возникшие споры и разногласия можно решить в претензионном (досудебном) порядке. Порядок подачи претензии изложен в материале «Досудебный порядок урегулирования спора». При невозможности досудебного урегулирования обращайтесь в суд с исковым заявлением о защите прав потребителя.
Нормативные акты |
|