Приборы учета воды: установка, поверка, замена
Оснащение жилых домов, а также квартир многоквартирного жилого дома приборами учета потребляемой воды (счетчиками) – установленная законом обязанность собственников жилья.
Счетчики устанавливаются с целью учета потребляемого ресурса – холодной либо горячей воды – для дальнейшего расчета платы за коммунальную услугу водоснабжения.
Если жилое помещение не оборудовано прибором учета воды, собственнику придется самостоятельно его приобрести. Счетчики различаются по принципу работы, сроку службы, указанному в технической документации, а также ценовым и прочим характеристикам. Однако в первую очередь необходимо выяснить, для учета холодного или горячего водоснабжения предназначен приобретаемый счетчик (желательно избегать монтажа счетчика холодного водоснабжения в магистраль подачи горячей воды). Также сообщите продавцу прибора учета информацию о диаметре труб для монтажа счетчика.
Приобретаемый прибор должен быть включен в Государственный реестр средств измерения, иметь сертификат соответствия и клеймо государственной поверки. В техническом паспорте на прибор должен стоять специальный знак.
За установку счетчика воды в квартире многоквартирного жилого дома отвечает управляющая компания. Собственник жилого помещения, в том числе частного жилого дома, вправе самостоятельно осуществить монтаж счетчика, прибегнув к помощи различных организаций, либо установить прибор «своими руками», строго следуя инструкции по монтажу. Какого-либо специального разрешения на проведение работ по монтажу счетчика не требуется. Чтобы прибор учета служил дольше, рекомендовано установить фильтр грубой очистки воды (перед счетчиком). |
После покупки счетчика и его монтажа собственнику жилого помещения необходимо обратиться в управляющую компанию либо непосредственно в организацию, предоставляющую услугу водоснабжения для регистрации прибора и установки пломбы. Приборы учета воды, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее и холодное водоснабжение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. То есть услуга опломбировки счетчика, по общему правилу, абсолютно бесплатна.
Следует отметить, что и сама установка счетчика в некоторых случаях может быть бесплатной – например, для нанимателей жилья по договорам социального найма либо для льготных категорий граждан (перечень лиц, имеющих право на льготу, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации).
Поверка приборов учета воды
Чтобы убедиться в исправности счетчика и точности его показаний, необходимо проводить поверку с указанной в паспорте прибора периодичностью.
Обратите внимание: срок до поверки исчисляется с даты изготовления счетчика, а не с даты его покупки либо монтажа.
Срок с даты изготовления до первой необходимой поверки именуется первым межпроверочным интервалом. Как правило, для счетчика холодной воды он составляет шесть лет, для горячей – четыре года.
Поверка средств учета проводится организациями, имеющими аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений. Обычно в многоквартирных домах поверку осуществляют представители управляющей компании.
Когда подойдет срок очередной поверки, самостоятельно обратитесь в аккредитованную организацию – таковой может являться, например, управляющая компания, обслуживающая ваш дом.
По общему правилу, поверка приборов учета является платной услугой, поэтому тарифы в разных регионах могут отличаться. Однако в зависимости от субъекта Российской Федерации существуют категории граждан, имеющие право на льготу по оплате услуг поверки. Более того, наниматели жилых помещений по договорам социального найма вправе требовать возмещения затрат на поверку приборов учета с муниципалитета.
Если в ходе поверки выяснится, что прибор неисправен и не подлежит дальнейшей эксплуатации, организация или собственник обязаны его заменить.
Эксплуатация счетчика без поверки в указанные сроки запрещена и расценивается как отсутствие прибора учета.
Замена прибора учета воды
Замена счетчика может потребоваться по истечении срока эксплуатации, указанного в техническом паспорте, либо в случае неустранимой неисправности прибора учета.
Порядок действий при замене отличается от первичной установки прибора учета, так как опломбированный счетчик нельзя заменить самостоятельно.
- При обнаружении неисправности собственник обязан незамедлительно уведомить об этом управляющую компанию (либо организацию, предоставляющую услугу водоснабжения) – позвонить в аварийно-диспетчерскую службу. Обращаться в управляющую компанию либо ресурсоснабжающую организацию следует и тогда, когда близится срок окончания эксплуатации исправного счетчика.
- Приобрести в специализированном магазине новый счетчик.
- Представители организации, осуществляющей замену счетчика, должны уведомить вас за два дня до приезда. В назначенную дату сотрудник организации снимет старую пломбу и демонтирует неисправный счетчик, после чего осуществит монтаж нового с последующим опломбированием.
- Во избежание оплаты услуг водоснабжения по повышенным тарифам осуществить замену счетчика необходимо в течение 30 дней после обнаружения неисправности (либо окончания срока эксплуатации) прибора.
- Услуга демонтажа старого и монтажа нового счетчика является платной, исключения могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации для отдельных категорий граждан. За опломбировку счетчика денежные средства не взимаются.
В период осуществления ремонта, замены, поверки прибора учета объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем определенных по указанному прибору за последние шесть месяцев, а если период работы счетчика составил меньше шесть месяцев – то за фактический период работы. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу, но не более трех расчетных периодов подряд для жилого помещения.
Нормативные акты |
|