Алгоритм действий потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
Каждый день вам оказывают различного рода услуги (работы) – в поликлиниках, в общественном транспорте, ресторанах и кафе, при посещении театров, музеев и прочих культурно-досуговых мест. То есть вы являетесь потребителем тех или иных услуг (работ).
К сожалению, не всегда оказанные услуги обладают надлежащим качеством. Как защитить свои права потребителя при обнаружении недостатка в выполненной работе (оказанной услуге)? Как вернуть денежные средства, уплаченные за такие работы (услуги)?
Последовательность защиты прав потребителя при ненадлежащем выполнении работы (оказании услуги)
При всем многообразии работ и услуг, при их различных особенностях и характеристиках, порядок защиты прав потребителей при их ненадлежащем качестве осуществляется в определенной последовательности.
Вам необходимо определить, какой недостаток выявился в выполненной работе (оказанной услуге), четко знать, что в этом случае вы вправе потребовать, и обратиться к исполнителю услуги (работы) с этими требованиями.
Что делать при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)?
Ваши права регламентируются законодательством, содержащим требования, которые вы вправе предъявить исполнителю в определенной последовательности.
По своему усмотрению вы вправе потребовать следующее:
безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Ваше требование должно быть удовлетворено в назначенные вами разумные сроки;
уменьшение цены выполненной работы (оказанной услуги).
Ваше требование должно быть удовлетворено в десятидневный срок;безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. Ваше требование должно быть удовлетворено в срок, установленный для такой работы или услуги. Имейте в виду, что вы обязаны возвратить ранее переданную вам исполнителем вещь;
возмещение понесенных расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами. Ваше требование должно быть удовлетворено в десятидневный срок;
возврат уплаченной по договору суммы, если обнаружены существенные недостатки или, если в установленный договором срок, недостатки не были устранены. Ваше требование должно быть удовлетворено в десятидневный срок.
Также вы вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, причиненных вам в связи с недостатками выполненной работы. Для этого необходимо зафиксировать причиненный вам ущерб и обратиться к заявителю с требованием о возмещении ущерба. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Когда можно предъявить требования исполнителю?
Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены:
в ходе выполнения работы или оказания услуги;
при принятии работы или услуги;
после принятия работы или услуг в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия работы (услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
ВАЖНО
Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, если не докажет, что они возникли после ее принятия вами, вследствие нарушения действий третьих лиц или некой непреодолимой силы или на которую не установлен гарантийный срок, если вы докажете, что они возникли до ее принятия вами.
Как предъявить требования об обнаруженном недостатке исполнителю работ (услуг)?
Составьте в двух экземплярах претензию с подробным описанием ситуации и недостатков, которые вы обнаружили. Ее необходимо вручить лично представителю исполнителя или отправить в адрес исполнителя по почте с описью вложения и уведомлением о вручении. При личной передаче претензии попросите, чтобы на вашем экземпляре поставили отметку о получении. При отправке по почте уведомление о вручении будет являться доказательством получения вашей исполнителем. Также вы можете оставить запись в книге отзывов и предложений.
Исполнитель обязан в установленный срок удовлетворить ваше требование или дать мотивированный отказ в его удовлетворении. Если он не ответит на ваше обращение, это также считается отказом.
Что делать в случае отказа исполнителя работ (услуг) в удовлетворении требования?
В этом случае вы вправе обратиться в суд с исковым заявлением.
Иск может быть предъявлен по вашему усмотрению в суд:
по месту нахождения исполнителя организации или по месту жительства исполнителя (индивидуального предпринимателя):
по месту вашего жительства (или пребывания);
по месту заключения или исполнения договора.
К исковому заявлению необходимо приложить копии договора о выполнении работ (оказании услуг), претензии, а также иных документов, имеющих отношение к рассматриваемому делу. Помните, что по искам о защите прав потребителей, государственная пошлина не уплачивается.
В рамках судебного разбирательства вы вправе заявить не только требование о возмещении причиненных убытков, но и потребовать выплаты неустойки за нарушение отдельного требования потребителя, компенсации морального вреда и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в досудебном (претензионном) порядке.
Помните, что вы всегда можете обратиться в Роспотребнадзор за разъяснениями по возникшей ситуации и способах ее разрешения.
Нормативные акты |
|