Вниманию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. К чему может привести нарушение прав потребителей?
Продавцы товаров и исполнители услуг (работ) ошибаются, если считают, что могут избежать ответственности за невыполнение договорных обязательств, нарушение прав и законных требований потребителей. Закон о защите прав потребителей1 в полной мере оправдывает свое название.
Закон о защите прав потребителей предъявляет продавцам товаров и исполнителям услуг обязательные требования, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях2. Кроме того, Закон о защите прав потребителей содержит ряд положений, возлагающих на продавцов товаров и исполнителей услуг гражданско-правовую ответственность, которая не только восстанавливает нарушенные права потребителей, но и может привести к значительным денежным потерям для тех, кто нарушает закон.
Управление Роспотребнадзора по г. Москве готово помочь потребителям защитить свои права в суде, призвав нерадивых продавцов и исполнителей к такой гражданско-правовой ответственности, путем подготовки и подачи на безвозмездной основе искового заявления в суд общей юрисдикции.
Что проще: в досудебном порядке удовлетворить обоснованную претензию потребителя или ждать решения суда?
Если потребитель предъявляет обоснованную претензию продавцу товара или исполнителю услуги (работы) в связи с нарушением его прав и требует выполнить те или иные действия, предусмотренные Законом о защите прав потребителей, Управление Роспотребнадзора по г. Москве рекомендует им урегулировать вопрос с потребителем в досудебном порядке. В противном случае судебное решение может быть и не в пользу продавца или исполнителя. Примеров тому достаточно.
Формула проста. Что выгоднее: выплатить 330 тысяч рублей по претензии или свыше 1 миллиона по решению суда?
Рассмотрим случай из практики.
Потребитель заказал подрядчику в столице изготовление и установку кухонной мебели по индивидуальным размерам, уплатив за работы 330 000 рублей. К назначенному сроку подрядчик работы не выполнил и предложил потребителю новый срок. Потребитель пошел ему навстречу и согласился с новым сроком3, но и в этот срок подрядчик тоже не уложился. Потребитель в претензии потребовал расторгнуть договор и вернуть ему уплаченные деньги. Требования потребителя остались неудовлетворенными, и он вынужден был обратиться в Управление Роспотребнадзора по г. Москве за защитой своих прав. Управление, реализуя свое право, закрепленное в пункте 7 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», безвозмездно подготовило и направило по заявлению потребителя исковое заявление в один из районных судов столицы. Размер исковых требований (неустойка, проценты за пользование чужими средствами) определялся на основании соответствующей методики расчета.
|
Обращаем внимание, что в случае если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель добровольно не вернет денежные средства потребителю по решению суда, он может обратиться в Федеральную службу судебных приставов для принудительного взыскания средств в пользу потребителя.
Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей
Помимо защиты прав конкретных потребителей Управление Роспотребнадзора по г. Москве также применяет предоставленное Законом о защите прав потребителей право предъявлять иски в суд о прекращении противоправных действий продавца товара или исполнителя услуг (работ) в отношении неопределенного круга потребителей9.
Приведем пример из практики.
Фитнес-центр на своем официальном сайте разместил публичную оферту о заключении договора об оказании физкультурно-оздоровительных услуг. При этом в оферте было указано, что в случае отказа потребителя от исполнения договора до окончания срока действия абонемента денежные средства возврату не подлежат. Управление Роспотребнадзора по г. Москве направило в суд иск в защиту прав неопределённого круга потребителей о признании этого пункта оферты недопустимым условием. Суд признал, что фитнес-центр нарушил закон, указав в оферте недопустимое условие, обязал внести в нее изменения и довести до сведения потребителей судебное решение через СМИ После вступления решения суда в силу потребители в случае невозврата им при досрочном отказе от абонемента денежных средств могут ссылаться на это решение в претензии к фитнес-центру или при обращении в суд. Суд будет учитывать данное решение при рассмотрении иска конкретного потребителя. Это значительно упростит и ускорит судебное разбирательство по делу конкретного потребителя. |
Миллиарды рублей в пользу потребителей в 2023 году
И в заключение немного статистики. В целях защиты прав потребителей в 2023 году Управление Роспотребнадзора по г. Москве направило в суды более 5000 заключений по делу и свыше 2000 исков в защиту конкретного потребителя и неопределенного круга потребителей. Всего в направленных в судебные органы материалах было заявлено исковых требований на сумму более 4 миллиардов рублей. По результатам рассмотренных гражданских дел с участием Управления в пользу потребителей судами присуждено более 1,5 миллиарда рублей, причем свыше 44 миллионов рублей – это компенсация морального вреда.
ВАЖНО |
Уважаемые продавцы товаров и исполнители услуг (работ), делайте правильный выбор. Вам решать, удовлетворять обоснованные претензии потребителей в досудебном порядке или ждать решения суда. Оперативная реакция со стороны продавца или исполнителя на обращения (обоснованные претензии) потребителей, выстраивание системы взаимодействия с потребителями на основе анализа обращений позволяют уменьшить риски, связанные с судебными решениями и репутационными потерями. |
1 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
2 Статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при нарушении которых должностные лица органов Роспотребнадзора вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, перечислены в подпункте 63 части 2 статьи 28.3.
3 Пункт 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
4 Пункт 1 статьи 31 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
5 Пункт 5 статьи 28 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (в размере 3% от стоимости работы за каждый день просрочки).
6 Статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации
7 Статья 15 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
8 Пункт 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» (в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя).
9 Статья 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».