Безопасные платежи в интернете
Индустрия электронной коммерции быстро развивается на фоне растущего спроса. Один из способов дистанционной продажи товаров – онлайн-торговля.
Не забывайте о том, что при покупке товаров в интернет-магазине вы имеете такие же права, как при покупке в обычном магазине. В частности, право на возврат, замену или ремонт товара ненадлежащего качества.1
Если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования по его недостаткам, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности товара.
В случае, если на товар гарантийный срок не установлен, требования предъявляются в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.
При обнаружении существенных недостатков товара, то есть неустранимых дефектов или недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь и вновь после их устранения, претензию можно предъявить:
- по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, но при этом в течение срока службы товара;
- в течение десяти лет со дня передачи потребителю товара, срок службы которого не установлен.
В вышеупомянутых случаях потребителю необходимо будет доказать, что существенные недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.
До момента доставки товара и в течение семи дней после вы имеете право вернуть товар продавцу без указания причин.2 На покупки в интернете также распространяется возможность обмена или возврата товара надлежащего качества в течение 14 дней, если он не подошел по форме, габаритам, фасону, цвету, размеру, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.3
Продажа товаров в интернете имеет свои преимущества перед обычной розничной торговлей. Среди них:
- оплата покупки 24/7 практически из любой точки мира;
- более широкий выбор товаров и предложений отдельных производителей, продукция которых может не реализовываться в ближайших магазинах;
- мгновенная оплата товара, не выходя из дома.
Несмотря на все возможные преимущества, онлайн-торговля имеет свои минусы для покупателя.
Недобросовестные предприниматели, торгующие в интернете, часто нарушают сроки поставки товара или вообще не доставляют его, продают некачественный товар или намеренно вводят в заблуждение относительно потребительских свойств товара и прочего. Поэтому, чтобы онлайн-покупка не стала неприятностью, а также во избежание мошенничества, обратите внимание на особенности и правила покупки товара через интернет.
1. Необходимые контакты продавца
Основа любого онлайн-магазина – сайт. Но для ведения дистанционной торговли одного сайта недостаточно. Продавец должен зарегистрироваться в качестве ИП или юридического лица в соответствии с существующим порядком.4
На сайте продавца должны быть указаны: его адрес и полное наименование юридического лица, ЕГРН индивидуального предпринимателя (ИП), фамилия, имя, отчество (для индивидуального предпринимателя), телефон, электронная почта. Если указаны только контактные номера телефонов или номер абонентского ящика, воздержитесь от заказа.
Правило 1. Проверьте регистрационный номер записи о создании юридического лица в Едином регистрационном реестре или данные о государственной регистрации физического лица в качестве ИП на официальном сайте Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/index.html).
Правило 2. Обратите внимание на адрес магазина, указанный на сайте. Проверьте, действительно ли он существует. Часто мошенники указывают несуществующие адреса или по ним располагаются совсем другие организации.
2. Достоверные сведения о товарах
Выбирая товары в онлайн-магазине, уделите внимание информации о товаре, условиях покупки, а также:
- о месте изготовления товара;
- о цене;
- об условиях покупки и доставки;
- о сроке службы;
- о сроке годности;
- о гарантийном сроке;
- о порядке оплаты;
- о сроке действия предложения о заключении договора.
Правило 3. Если в описании товара есть явные несоответствия, отнеситесь к нему с осторожностью. Внимательно прочтите описание товара и сравните его с описаниями на других сайтах.
Правило 4. Если онлайн-магазин предлагает товары по ценам существенно ниже рыночных, проведите мониторинг аналогичных товаров в других интернет-магазинах и сравните цены. Стоимость товаров не должна сильно отличаться. Не поддавайтесь на такие слова, как «акция», «количество ограничено», «спешите купить» и так далее и тому подобное, поскольку мошенники часто используют эти приемы для привлечения внимания.
Правило 5. Убедитесь в том, что к оплате предложена цена, указанная при выборе товара без дополнительных услуг (если вы их не заказывали).
В большинстве случаев продавцы предлагают покупателям возможность выбрать удобный способ доставки и оплаты товара.
Правило 6. Если продавец предлагает оплатить товар и его доставку наложенным платежом, помните, что содержание посылки станет вам доступно на почте только после полной оплаты. Будьте вдвойне осмотрительны, если посылку отправляет физическое лицо.
3. Репутация онлайн-магазина
Правило 7. Перед совершением покупки оцените выбранный магазин, найдите отзывы о нем на независимых сайтах, форумах, в социальных сетях. Выясните, оправдал ли товар ожидания других покупателей, исполнял ли продавец свои обязанности добросовестно и в срок.
Правила 8. Покупайте товары только через официальные приложения интернет-магазинов.
Правило 9. Выбирая из нескольких магазинов, отдайте предпочтение тому, в котором есть возможность забрать товар самостоятельно. Злоумышленники могут предоставить поддельные квитанции об отправке товара транспортной компанией. Отсутствие курьерской доставки и возможности самовывоза вынуждает покупателей пользоваться услугами сторонних транспортных компаний и, соответственно, вносить предоплату.
Если вы всё еще сомневаетесь в надежности продавца, проверьте доменное имя интернет-магазина по адресу https://cctld.ru/ru/.
4. Надежный сервис при совершении транзакций в интернете (онлайн-расчеты)
Главное преимущество интернет-магазинов – возможность расплачиваться онлайн: быстро, удобно и, как правило, без дополнительной комиссии.
Обратите внимание, что при расчетах с продавцом онлайн-магазина банковской картой, как и при оплате товаров наличными, продавец обязан применять контрольно-кассовую технику и после оплаты вручить вам кассовые чеки.5 Электронный чек должен направляться на ваш адрес электронной почты или абонентский номер. В чеке должен быть указан адрес сайта продавца.
Правило 10. Оплачивайте онлайн-покупки только со своих устройств.
Правило 11. Вводите платежные данные только на безопасных сайтах. Их можно распознать по префиксу https:// в начале адресной строки и значку замка в браузере.
Правило 12. Убедитесь в том, что интернет-магазин поддерживает технологию 3-D Secure. Если она не поддерживается, риск компрометации данных банковской карты значительно возрастает.
Правило 13. Используйте 3-D Secure – авторизацию платежа по СМС. При этом обращайте внимание на назначение платежа, которое приходит в СМС-сообщении от банка вместе с проверочным кодом.
Правило 14. Регистрируя личный кабинет в магазине, используйте надежные пароли для своих аккаунтов.
Правило 15. Не сообщайте данные банковских счетов, дебетовых и кредитных карт продавцу по электронной почте или телефону.
Правило 16. Выпустите дополнительную или виртуальную карту для покупок онлайн. Не храните на ней значительные суммы денег.
Правило 17. Не совершайте банковские операции или покупки через интернет-магазин, когда электронное устройство подключено к общественным Wi-Fi сетям.
Правило 18. Обязательно сохраняйте чеки, электронные сообщения и переписки с продавцом, скриншоты страниц сайта с характеристиками, фото, видео товара и другие документы.
Правило 19. Откажитесь от оплаты товаров с использованием анонимных платежных систем, а также при помощи банковского перевода на карту физического лица.
Зачастую недобросовестные продавцы намеренно предлагают оплатить товар переводом на карту физического лица, придумывая на ходу разные на то причины: якобы в точке продажи нет аппарата для безналичного расчета, в аппарате отсутствует связь и так далее и тому подобное.
При переводе средств физическому лицу в счет предоплаты вы не имеете никаких гарантий их возврата или получения товара, поскольку эта ситуация не регулируется законом. По закону продавец – это организация или индивидуальный предприниматель. Закон не предусматривают оплату физическому лицу. В таких случаях практически невозможно вернуть или обменять некачественный или не подошедший товар.
Следует отметить, что исключением из этого правила являются переводы самозанятым. В отношениях с самозанятыми вы вправе пользоваться всеми правами, предусмотренными Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», в том числе правом на судебную защиту.
Правило 20. Чтобы обезопасить данные карты и избежать скрытых комиссий, делайте покупки в интернет-магазинах с подключенными платежными системами.
В российском законодательстве нет отдельного нормативно-правового акта, регулирующего работу интернет-магазинов.
Нормативные акты |
|
1 статьи 18-24 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»
2 статья 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»
3 статья 25 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»
4 Закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
5 пункт 1 статьи 2 и статья 5 Закона Российской Федерации от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»