Дистанционная торговля: что нужно знать потребителю?
Дистанционная торговля позволяет потребителю ознакомиться с товаром либо его образцом исключительно после изучения каталога, листовки, буклета, фотографии или иного рекламного материала и дистанционного общения с продавцом. С одной стороны, покупать товары дистанционно удобно – ведь сделать это можно буквально «на ходу». С другой, приобретая товар по телефону или через интернет, важно помнить о правилах таких покупок. В этой статье мы расскажем об особенностях дистанционной торговли и о том, что делать в случае спорной ситуации с продавцом.
В чем заключается особенность дистанционной торговли?
Главная особенность дистанционной торговли заключается в том, что покупатель не может изучить товар лично до момента покупки1.
ВАЖНО
Не все товары разрешено продавать дистанционно. Запрещена продажа алкоголя, табачных изделий, кальянов и других товаров, свободная продажа которых ограничена или запрещена законодательством Российской Федерации.
Какие правила распространяются на дистанционные покупки?
Вне зависимости от того, как именно (по телефону или через интернет) вы заказали товар, на дистанционные покупки распространяются следующие правила:
при дистанционной продаже товара продавец обязан предоставить информацию об основных потребительских свойствах товара на своем сайте или в других информационных материалах (каталоги, буклеты, фотографии и др.);
продавец обязан довести до покупателя информацию о форме и способах направления претензий и о порядке и сроках возврате товара. Если информация о форме и способах направления претензий не представлена, покупатель вправе направить претензию в любой форме и любым способом.
Какова процедура заключения договора?
Договор розничной купли-продажи товара дистанционным способом считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю документа, подтверждающего оплату товара (например, кассового чека), или получения продавцом сообщения от покупателя о намерении покупателя заключить договор. Продавец должен подтвердить заключение договора, предоставив покупателю номер заказа или иной способ его идентификации.
Как происходит возврат товаров, купленных дистанционно?
Основные особенности возврата таких покупок:
в момент доставки товара покупателю в письменной форме (в том числе с помощью электронных и иных технических средств) должна быть предоставлена информация о товаре, а также о порядке и сроках его возврата. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней;
если информация о порядке и сроках возврата не была предоставлена, потребитель вправе вернуть товар в течение трех месяцев с момента передачи. Возврат возможен при сохранении товарного вида и потребительских свойств. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара.
Подробную инструкцию об алгоритме возврата товаров, приобретенных онлайн, вы можете найти в нашем материале «Как вернуть товар, купленный дистанционно?».
Порядок подачи письменной претензии подробно изложен в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителя».
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке подачей претензии, потребитель имеет право подать иск в суд.
Составить как претензию, так и исковое заявление можно в разделе «Шаблоны претензий и исковых заявлений», выбрав соответствующий шаблон.
Кроме того, как действовать в спорной ситуации можно узнать с помощью «Электронного помощника» на портале, который при необходимости предложит соответствующий шаблон для претензии продавцу или искового заявления в суд.
Полезно знать |
Многие интернет-магазины предоставляют возможность разрешения спора с продавцами через специальные сервисы. Если интернет-магазин является участником Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) (список членов и парнеров АКИТ), то спорную ситуацию можно урегулировать при помощи сервиса подачи обращений. |
Нормативные акты |
|