Шаблоны претензий и исковых заявлений

Претензия

Шаблоны претензий продавцам товаров или исполнителям услуг

Подготовить претензию

Судебный иск

Шаблоны исковых заявлений для обращения в суд

Подготовить иск
  • Действия туриста в случае прекращения деятельности туроператора
  • Что делать туристу, если туроператор прекратил деятельность, не исполнив взятые на себя обязательства?
  • В каких случаях возможно возмещение туристу ущерба из средств фонда персональной ответственности туроператора?

Действия туриста в случае прекращения деятельности туроператора



Как и любое юридическое лицо, организация-туроператор в силу тех или иных причин может прекратить свою деятельность. Такими причинами могут быть, например, банкротство туроператора, неподтверждение финансовых гарантий, ликвидация туроператора в связи с принятием его учредителями соответствующего решения, а также иные основания.

При прекращении деятельности туроператора могут наступить негативные последствия − неисполнение обязательств перед туристами, которые приобрели туристские продукты. Однако если организация-туроператор прекращает свою деятельность, это вовсе не означает, что турист останется без соответствующего возмещения за несостоявшийся (или не отвечающий условиям договора) тур. Российское законодательство гарантирует защиту прав и законных интересов туристов в подобных случаях.

В первую очередь, при невозможности исполнения обязательств туроператором в связи с прекращением его деятельности турист может рассчитывать на выплату страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо на выплату денежной суммы по банковской гарантии.


Право на обращение к страховщику или гаранту возникает в тот момент (день), когда туроператор в средствах массовой информации и (или) на своем официальном сайте в интернете заявил о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.

В случае если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем стало известно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, право на обращение к страховщику или гаранту возникает у туриста в день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра туроператоров.

Что делать туристу, если туроператор прекратил деятельность, не исполнив взятые на себя обязательства?

Прежде всего туристу следует обратиться к страховщику (то есть в организацию, с которой туроператор заключил договор страхования своей ответственности) с письменным требованием о выплате страхового возмещения. Если ответственность туроператора обеспечена банковской гарантией, туристу следует обращаться к гаранту с письменным требованием о выплате денежных средств. Информация о страховщике либо гаранте, то есть организации, предоставившей финансовое обеспечение туроператору, обычно указывается в договоре о реализации туристского продукта.

  • Если финансовое обеспечение предоставлено туроператору несколькими организациями, вы можете предъявить требование к любой из них по своему выбору.

ВАЖНО

Следует отметить, что обращение к гаранту возможно лишь в том случае, если туроператор отказался от возмещения расходов туристу. Для обращения к страховщику достаточно самого факта неисполнения туроператором своих обязательств.


Выплата страхового возмещения или денежных средств по банковской гарантии будет произведена в пределах размера финансового обеспечения ответственности туроператора (размер указан в договоре страхования или в банковской гарантии). Сумма страхового возмещения или возмещения по банковской гарантии будет эквивалентна сумме причиненного туристу реального ущерба.

  • Под реальным ущербом, подлежащим возмещению в рамках страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, понимаются расходы туриста на оплату услуг по перевозке и (или) размещению по договору о реализации туристского продукта.

При этом выплата страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или уплата денежной суммы по банковской гарантии не лишают туриста права требовать от туроператора выплаты штрафов, пеней, возмещения упущенной выгоды и (или) морального вреда в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Какие данные необходимо указать туристу в требовании о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии к организации, предоставившей финансовое обеспечение ответственности туроператора?

  • Фамилия, имя и отчество туриста.

  • Дата выдачи, срок действия и иные реквизиты документа, представленного в качестве финансового обеспечения ответственности туроператора.

  • Номер договора о реализации туристского продукта и дата его заключения.

  • Наименование туроператора, которому предоставлено финансовое обеспечение ответственности туроператора.

  • Информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

  • Размер реального ущерба, причиненного туристу в связи с неисполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

  • В случае если требование об уплате денежной суммы предъявляется по банковской гарантии гаранту, турист указывает реквизиты документа, свидетельствующего об отказе туроператора в добровольном порядке удовлетворить требование о возмещении реального ущерба, понесенного туристом в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, и (или) номер и дату вступившего в законную силу судебного решения о возмещении туроператором указанного реального ущерба.

Какие документы турист прикладывает к требованию о выплате страхового возмещения или об уплате денежной суммы по банковской гарантии?

  • Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации с предъявлением оригинала указанных документов.

  • Копия договора о реализации туристского продукта с предъявлением его оригинала в случае заключения договора о реализации туристского продукта на бумажном носителе.

  • Документы, подтверждающие реальный ущерб, возникший у туриста в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

  • Договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации в случае заключения договора о реализации туристского продукта в форме электронного документа.


Для исполнения своих обязательств по финансовому обеспечению ответственности туроператора страховщик или гарант не вправе требовать предоставления иных документов.

Страховщик или гарант обязаны удовлетворить требование туриста о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии не позднее 30 календарных дней после дня получения указанного требования с приложением всех вышеуказанных документов.

В каких случаях возможно возмещение туристу ущерба из средств фонда персональной ответственности туроператора?

В случаях, когда туроператор в средствах массовой информации и (или) на своем официальном сайте в интернете заявляет о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам, заключенным с туристами либо прекращает деятельность и исключается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти из реестра туроператоров, турист обретает право требовать возмещения реального ущерба из средств фонда персональной ответственности туроператора. При этом порядок обращения за денежной выплатой зависит от размера фонда персональной ответственности туроператора.

  • Если фонд не достиг максимального размера, денежная выплата производится лишь в том случае, когда средств, полученных от страховой компании либо по банковской гарантии, не хватило для возмещения причиненному туристу ущерба. В этом случае из средств фонда выплачивается разница между реальным ущербом и полученным страховым возмещением (или выплатой по банковской гарантии).

  • Если фонд достиг максимального размера, турист вправе потребовать возмещения ущерба в полном объеме из средств фонда, минуя обращение в страховую компанию (или к гаранту). При этом такая возможность не умаляет право туриста на обращение к страховщику или гаранту: он по своему усмотрению определяет, кому именно будут заявлены соответствующие требования.

Требование о возмещении реального ущерба из средств фонда персональной ответственности туроператора турист направляет в адрес объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

В требовании о возмещении денежных средств указывается следующее:

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) туриста, адрес его места жительства;

  • реквизиты (номер (при наличии), дата) договора о реализации туристского продукта;

  • общая цена туристского продукта в соответствии с договором о реализации туристского продукта;

  • наименование и реестровый номер туроператора;

  • информация об обстоятельствах (фактах), свидетельствующих о неисполнении туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;

  • размер реального ущерба;

  • реквизиты банковского счета туриста для перечисления денежных средств, причитающихся туристу в целях возмещения реального ущерба;

  • информация о размере выплаченного туристу страхового возмещения или уплаченной ему денежной суммы по банковской гарантии (при непокрытии в полном объеме страховым возмещением или суммой банковской гарантии реального ущерба).

Форма требования о возмещении денежных средств утверждается объединением туроператоров и размещается на официальном сайте объединения туроператоров в интернете.

К требованию о возмещении денежных средств прилагаются следующие документы:

  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность туриста, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • копия договора о реализации туристского продукта в случае заключения договора о реализации туристского продукта на бумажном носителе;

  • договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации в случае заключения договора о реализации туристского продукта в форме электронного документа;

  • документы, подтверждающие реальный ущерб, или копии таких документов, заверенные в установленном порядке;

  • документы о выплате (отказе в выплате) страхового возмещения или уплаченной денежной сумме по банковской гарантии или копии таких документов, заверенные в установленном порядке;

  • документы, подтверждающие полномочия представителей туриста.

Объединение туроператоров в течение 90 рабочих дней со дня начала сбора требований о возмещении денежных средств формирует реестр туристов, которым был причинен реальный ущерб, на основе информации, содержащейся в предъявляемых требованиях о возмещении денежных средств, а также проверяет достоверность данной информации. По истечении вышеназванного срока объединение туроператоров в течение 10 рабочих дней осуществляет рассмотрение предъявленных требований о возмещении денежных средств и принимает решение о возмещении туристу реального ущерба или об отказе в таком возмещении.

В частности, имеются следующие основания для отказа в возмещении туристу реального ущерба:

  • непредоставление необходимых документов;

  • наличие в представленных документах неполных и (или) недостоверных сведений;

  • наличие факта причинения реального ущерба туристу, не обусловленного неисполнением туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта;

  • отсутствие денежных средств в фонде персональной ответственности туроператора после произведенных выплат в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.

В случае незаконного отказа в выплате денежных средств обратитесь в суд с соответствующим исковым заявлением.

Нормативные акты

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»;

  • Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 № 1532 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма».

Поделиться статьей