Материалы
Сервисы
Курсы
Помощь
Материалы
Розничная торговля
Дистанционная торговля
Услуги общественного питания
Бытовое обслуживание населения
Туристские услуги
Транспортные услуги
Услуги связи
Финансовые услуги
Жилищно-коммунальные услуги
Образовательные услуги
Медицинские услуги
Иные услуги
Родителям
Правовая информация
Видеопамятки
Сервисы
Курсы
Техническая поддержка
Горячая линия
+7 (495) 539-36-96
Нужна консультация? Позвоните на горячую линию
Оставайтесь на связи
Телеграм-канал Управления Роспотребнадзора по г. Москве
Важная информация и новости о защите прав потребителя
  • Для чего нужен Портал потребителя города Москвы
  • Кто такой потребитель 
  • Основные права потребителя
  • Основные виды нарушений прав потребителя
  • Что такое защита прав потребителей
  • Основные документы для защиты прав потребителя
  • Как узнать больше о своих правах

Для чего нужен Портал потребителя города Москвы

Кто такой потребитель 

Согласно закону РФ «О защите прав потребителей» потребитель – гражданин, планирующий заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Получается, каждый из нас регулярно выступает в роли потребителя: когда мы идем в магазин, покупаем билет на самолет, заказываем уборку квартиры, вызываем сантехника и так далее и тому подобное.

Самое главное, что нужно понимать и учитывать: у потребителя есть неотъемлемые, установленные законом права. И важно их не только знать, но еще и уметь грамотно ими пользоваться. 

Нам повезло: в России права потребителей хорошо защищены законом. Есть целая группа нормативно-правовых актов, которые подробно описывают процедуру защиты. Знание прав потребителей поможет вам в самом главном – вести себя правильно в ситуациях, когда эти права нарушаются. Помните: безвыходных ситуаций не бывает, все поправимо.

Основные права потребителя

Право знать свои права

Иными словами, это право получать все необходимые сведения в области защиты прав потребителей: каковы они, где зафиксированы, как реализуются, как обеспечивается их соблюдение и что происходит, если их нарушают.

Право на качество

Продавец, производитель, исполнитель обязаны предоставить вам качественный товар или услугу, а вы, соответственно, имеете право их получить и ими своевременно воспользоваться.

Право на безопасность

Вы имеете право на получение товара или услуги, полностью безопасных для ваших жизни и здоровья, имущества и окружающей среды.

Право на информацию

Вы имеете право на полную и правдивую информацию о том, что продается, кто продает, кто изготовил товар, кто выполняет ту или иную работу, как и когда товары или услуги можно приобрести. Все эти сведения необходимы для того, чтобы вы смогли сделать правильный выбор.

Право на возмещение ущерба

Продавец, изготовитель, исполнитель несут ответственность не только за несоблюдение договора купли-продажи, но и за нарушение ваших прав. Сроки этой ответственности соразмерны сроку службы товара, сроку годности или официальной гарантии. В течение всего этого периода, а во многих случаях и по его истечении, вы имеете право на возмещение причиненного вам ущерба.

Основные виды нарушений прав потребителя

Почти каждый из нас хотя бы раз сталкивался с нарушением прав потребителей. Продавец не рассказал вам о свойствах товара или его описание отсутствует на этикетке. Вам пытаются навязать ненужные товары или услуги. Подрядчик не укладывается в сроки выполнения работ по договору. Примеров нарушения прав потребителей великое множество. И чем больше появляется новых услуг, товаров, современных сервисов, тем чаще возникают новые спорные ситуации – это вполне естественная реакция рынка. 

Нарушение прав потребителя – несоблюдение продавцом, производителем, исполнителем прав покупателя: продажа ему товара или услуги ненадлежащего качества, неудовлетворительное обслуживание, отказ предоставить информацию и прочее.

Продавец, производитель, исполнитель несут ответственность за нарушение этих прав – она предусмотрена законом и договором. Ответственность наступает и за конкретные, и за косвенные нарушения прав потребителей (например, несоблюдение правил сертификации товара, невыполнение предписаний и пр.). Продавец, производитель, исполнитель в своих действиях отвечают и перед самим потребителем, и перед государством.

  •  непредоставление информации о товаре, работе или услуге;
  •  недостатки в товаре по вине изготовителя, импортера или продавца;
  •  причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя;
  •  причинение морального вреда;
  •  навязывание дополнительных, ненужных платных услуг;
  •  несоблюдение сроков выполнения работ или оказания услуг по договору.

Что такое защита прав потребителей

Защита прав потребителей – это меры, которые государство и общество применяют для регулирования отношений между потребителем и продавцом. Среди этих мер – определение конкретных прав потребителей и закрепление их законом; выявление конкретных форм нарушений прав потребителей и создание механизмов их защиты; определение ответственности за нарушение этих прав.

В России защита прав потребителей – один из важнейших общегражданских приоритетов. Эта правовая дефиниция возникла и закрепилась исторически. Она была впервые упомянута в Законе Российской Федерации №2300-1 «О защите прав потребителей», который приняли 7 февраля 1992 года.  Это стало началом трансформации российского общества в сторону учета интересов потребителя – тогда как прежнее законодательство было ориентировано на интересы производителя и продавца, в роли которых чаще всего выступало государство. За три последних десятилетия закон получил ряд редакций, которые разъясняют и конкретизируют его основные положения. 

Как потребителю защитить свои права

У потребителя есть несколько способов защитить права. Это можно сделать самостоятельно, попробовав урегулировать проблему напрямую с продавцом, производителем, исполнителем, или обратиться за защитой своих прав в суд. 

Как обратиться в суд для защиты прав потребителя

Что можно сделать самостоятельно для защиты своих прав 

Прежде всего, для того чтобы помочь себе в правовой сфере, нужно четко знать свои права. Изучите Закон о защите прав потребителей и подзаконные акты, касающиеся непосредственно вашего случая (например, если у вас проблема с услугами по ремонту автомобиля, изучите также Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 290 «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств»).

До начала активных действий попробуйте урегулировать конфликтную ситуацию непосредственно с продавцом. Предложите ему забрать товар, если он некачественный, попросите вернуть деньги за плохо оказанную услугу и пр. Если продавец отказывается, приступайте к следующему этапу – составлению претензии.

Составьте претензию, подробно опишите свою ситуацию, а также изложите суть ваших требований. Претензию передайте продавцу в двух экземплярах – на вашем он поставит отметку о получении. Если продавец не принимает претензию лично, отправьте ее по почте – лучше всего заказным письмом с описью вложений и уведомлением о получении. 

Если продавец и в этом случае проигнорирует вашу претензию, отказываясь рассматривать или удовлетворить ее, вы сможете привлечь к участию в спорной ситуации Роспотребнадзор. Но имейте в виду, что Роспотребнадзор не может привлечь нарушителя ваших прав к ответственности и обязать его выполнить требования по договору. Роспотребнадзор уполномочен провести проверку организации, а также принять участие в суде и дать заключение по делу о защите ваших прав. При этом в последнем случае он не заменяет ни вас, ни ответчика, а участвует в суде совместно с вами[1].

Основание и порядок обращения потребителей в органы Роспотребнадзора

Наконец, если продавец или исполнитель предлагает решение проблемы, которое вас не устраивает, или вовсе отказывается урегулировать вопрос, вы имеете все основания подать иск в суд[2].

Текущее законодательство построено так, что во многих случаях потребителю важно сначала предпринять самостоятельные шаги по урегулированию ситуации напрямую с продавцом. И только если продавец не идет на контакт, игнорирует или отказывается решить вопрос, вы можете приступать к следующим шагам и привлекать надзорные и судебные органы.

Основные документы для защиты прав потребителя

На Портале потребителя города Москвы есть удобный конструктор основных видов документов: претензий и судебных исков. Если вы не знаете, как правильно составить тот или иной документ, вы можете выбрать нужный шаблон и получить готовый юридически выверенный образец, в котором вам останется только заполнить свободные поля (вид товара или услуги, стоимость и пр.). Заполнить документ можно прямо на сайте и затем сохранить на своем компьютере.

Куда обращаться, если нарушили Ваши права

Как узнать больше о своих правах

Самое важное, что следует понять: чем больше вы знаете о своих правах, тем в большей безопасности находитесь. Знание прав потребителя – привилегия современного гражданина, осведомленного о возможностях защиты своих интересов, полагающихся ему по закону.

Главная задача Портала потребителя города Москвы – рассказать вам всё о ваших правах и научить ими правильно распоряжаться. На портале есть специальный раздел, в котором  описываются наиболее типичные ситуации,  возникающие при покупке товаров или заказе услуг, а также способы разрешения  споров с продавцом, производителем, исполнителем. Также вы найдете здесь полезные статьи, видеопамятки, интервью с экспертами и онлайн-курсы по защите прав потребителей.

По вопросам нарушения прав потребителей вы можете обратиться на Горячую линию Управления Роспотребнадзора по городу Москве +7 (495) 539-36-96. Если возникли вопросы по работе сайта, обратитесь в службу технической поддержки +7 (495) 587-49-49.

[1] ст. 189 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

[2] п. 1 ст. 17 Закона о защите прав потребителя

 

Поделиться статьей