Правовая помощь потребителю

Претензия продавцу/исполнителю услуг

Обращение по поводу качества купленного товара или оказанной услуги

Подготовить претензию

Судебный иск

Подготовка документа для защиты нарушенных прав

Подготовить иск
  • Предлагают заменить счетчик. Как избежать обмана?
  • Как избежать обмана, если организация навязывает замену счетчиков?
  • Что нужно знать собственнику о замене индивидуальных приборов учета?

Предлагают заменить счетчик. Как избежать обмана?

Оснащение жилых домов, а также квартир многоквартирного жилого дома приборами учета потребляемых коммунальных ресурсов – это обязанность собственников жилья, установленная законом, если иное не установлено договором между собственником и управляющей организацией.

Именно собственник квартиры обязан  следить за тем, чтобы срок поверки счетчика не истек, сам прибор не был поврежден, а целостность пломб не была нарушена. 

Безответственное отношение собственника жилья к вышеуказанным обязательствам может повлечь за собой ряд негативных последствий, в том числе связанных с обманом жильцов недобросовестными организациями. Представители подобных организаций могут воспользоваться, к примеру, отсутствием у собственника знаний о сроках поверки своих счетчиков и навязать ненужную платную услугу замены прибора учета.

Схема обмана, как правило, следующая. Недобросовестные представители коммерческих организаций, реализующих индивидуальные приборы учета, приходят к вам домой якобы для осуществления плановой проверки состояния и достоверности показаний счетчика, в ходе которой заявляют либо о «неисправности» прибора, либо о «просрочке» его поверки. Тут же они предлагают вам приобрести счетчик именно у них, а также «их силами» осуществить его замену. В действительности же ваш прибор учета является полностью исправным, а срок его очередной поверки даже близко не наступил.

Как избежать обмана, если организация навязывает замену счетчиков?

  • Помните: проводить периодические проверки индивидуальных приборов учета имеет право только организация, поставляющая вам коммунальный ресурс (воду, электричество, газ). Наименование этой организации указано в платежных квитанциях за коммунальные услуги. Позвонив в организацию, вы можете уточнить, действительно ли тот или иной её сотрудник в настоящее время осуществляет плановую проверку приборов учета в вашем районе. Откажите в доступе к счетчикам представителям иных организаций.
  • Недобросовестные участники рынка могут также рассылать под видом платежных квитанций за коммунальные услуги свои бланки, на которых размещают информацию о якобы необходимости замены счетчиков. Не стоит доверять такой информации. О случаях, в которых необходима замена индивидуального прибора учета, расскажем ниже.
  • Имейте в виду, что акты о якобы «просрочке поверки» приборов индивидуального учета, составленные кем-либо, кроме поставщика коммунальной услуги, не имеют никакой юридической силы. Такие документы составляются недобросовестными сотрудниками различных коммерческих организаций с целью придания видимости легитимности своим заведомо неправомерным действиям.

Что нужно знать собственнику о замене индивидуальных приборов учета?

  • Замена счетчика требуется по истечении срока его эксплуатации, указанного в техническом паспорте, либо в случае неустранимой неисправности прибора учета.
  • Замена счетчика осуществляется организацией, предоставляющей коммунальные услуги – управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией. При осуществлении замены иными лицами обязательно присутствие представителя такой организации (исполнителя коммунальных услуг). Сотрудники прочих компаний не вправе нарушать целостность пломбы для демонтажа старого прибора учета, а также вводить в эксплуатацию и опломбировывать новый счетчик.
  • При обнаружении неисправности счетчика, либо при приближении окончания срока его эксплуатации следует обращаться именно в организацию, предоставляющую коммунальные услуги.

Если вы все-таки подписали договор, а услуга была оказана, осуществить возврат денежных средств можно лишь в том случае, если вам продали некачественный (неисправный) прибор учета и (или) некачественно его установили. Бытовые приборы учета надлежащего качества по закону не подлежат обмену и возврату, поэтому возврат денег за исправный счетчик без согласия продавца невозможен. При отсутствии согласия продавца расторгнуть сделку можно лишь в том случае, если договор был заключен под влиянием существенного заблуждения, в результате обмана потребителя продавцом. Причем расторжение договора в таких случаях производится в судебном порядке – по иску покупателя (заказчика) суд может признать сделку недействительной.

Все претензии относительно качества приобретенных товаров и услуг необходимо предъявлять продавцу (исполнителю), который продал вам счетчик, либо осуществил его установку.

Нормативные акты
  • Гражданский кодекс Российской Федерации; 
  • Жилищный кодекс Российской Федерации;
  • постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»);
  • Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Поделиться статьей