Возник спор со страховой компанией из-за выплат по ОСАГО и КАСКО? Досудебный порядок урегулирования разногласий
Для того чтобы облегчить защиту прав потребителей страховых компаний, российским законодательством установлен обязательный досудебный порядок урегулирования таких споров, и в помощь потребителям введен институт финансового уполномоченного. Рассмотрим порядок действий потребителя при споре со страховщиком.
При наличии у вас претензий к страховщику относительно исполнения обязательств по договору страхования (в том числе при несогласии с размером произведенной страховой выплаты, несоблюдении станцией технического обслуживания срока ремонта по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО), а также при нарушении иных обязательств по восстановительному ремонту автомобиля) вам необходимо направить страховщику претензию.
Порядок подачи претензии страховщику по ОСАГО
Претензия должна содержать следующие сведения:
наименование страховщика;
полное наименование, адрес места нахождения, фамилию, имя, отчество, место жительства или почтовый адрес потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на который направляется ответ на претензию в случае несогласия страховщика с предъявляемыми требованиями;
требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации;
банковские реквизиты потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на которые необходимо произвести страховую выплату в случае признания претензии страховщиком обоснованной, или указание на получение денежных средств в кассе страховщика.
Потерпевший в приложении к претензии представляет оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов (если какой-либо из перечисленных ниже документов не был представлен страховщику ранее при обращении с заявлением о страховом случае):
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на поврежденное имущество либо право на страховое возмещение при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
протокол и постановление об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции предоставляется извещение о дорожно-транспортном происшествии);
полис обязательного страхования потерпевшего (в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных сотрудников полиции), кроме случаев предъявления требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.
Претензию по выбору страхователя вручают страховщику под расписку или направляют страховщику по адресу места нахождения по почте заказным письмом с описью вложения, или передают иным способом (включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту, адрес которой указан на официальном сайте страховщика в интернете), свидетельствующим о дате ее получения.
К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие обоснованность требований страхователя (заключение независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) и тому подобное).
Порядок подачи претензии к страховщику по КАСКО
Правила страхования автомобиля по комплексному автомобильному страхованию, кроме ответственности (КАСКО) определяются каждой страховой компанией самостоятельно, для подготовки претензии к страховой компании внимательно изучите правила такого страхования.
При возникновении спорных ситуаций, вы вправе в первую очередь попробовать решить вопрос в досудебном порядке. Порядок подачи письменной претензии подробно изложен в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителя».
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке подачей претензии, потребитель имеет право подать иск в суд.
Составить как претензию, так и исковое заявление можно в разделе «Шаблоны претензий и исковых заявлений», выбрав соответствующий шаблон.
Кроме того, как действовать в спорной ситуации можно узнать с помощью «Электронного помощника» на портале, который при необходимости предложит соответствующий шаблон для претензии продавцу или искового заявления в суд.
Претензия не была удовлетворена страховщиком: дальнейший порядок действий потребителя
Если на вашу претензию не ответили, либо она не была удовлетворена и ваши требования носят имущественный характер, до обращения в суд вам необходимо обратится к финансовому уполномоченному.
Обращение к финансовому уполномоченному должно быть оформлено в письменной или электронной форме и содержать следующую информацию:
фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, место жительства потребителя;
почтовый адрес и иные контактные данные потребителя (номер телефона, адрес электронной почты – при наличии, при отправлении электронного обращения – обязательно);
наименование, место нахождения и адрес страховой компании;
сведения о существе спора, размере требования имущественного характера, а также номере договора страхования и дате его заключения;
сведения о направлении заявления в финансовую организацию, наличии ответа от нее, а также об использованных сторонами, до направления обращения финансовому уполномоченному, способах разрешения спора.
К обращению прилагаются копии заявления в страховую компанию и ее ответа (при наличии), а также имеющиеся у потребителя страховых услуг копии договора и иных документов по существу спора.
Прием и рассмотрение обращений потребителей финансовым уполномоченным осуществляется бесплатно.
Нормативные акты |
|