Покупаем обувь: что нужно знать потребителю?
При покупке обуви важно учитывать множество факторов, чтобы выбрать не только стильную, но и удобную пару, которая прослужит долго. Неправильно подобранная обувь может не только доставить дискомфорт, но и нанести вред здоровью. В этой статье мы расскажем на что обращать внимание и что нужно знать, чтобы избежать проблем при покупке обуви.
На что обращать внимание при выборе обуви?
Выбирая обувь, оценивайте не только ее внешний вид, но также удобство, сезонность, размер и качество материалов. Несмотря на стандартные размеры и соответствующую маркировку (обозначение), обувь может не подойти из-за индивидуальных особенностей стопы. Всегда примеряйте обувь!
Маркировка обуви: что нужно знать?
Каждая пара обуви должна иметь маркировку, содержащую важную информацию о товаре. При маркировке на упаковку / сам товар / этикетку, прикрепляемую к изделию / товарный ярлык / листок-вкладыш наносится штриховой код в формате Data Matrix, а также следующая обязательная информация:
страна изготовления;
дата изготовления (месяц, год);
наименование и адрес производителя, импортера или продавца;
наименование изделия, при необходимости назначение (вид);
единый знак обращения на рынке;
товарный знак (при наличии);
материалы верха, подкладки, подошвы;
размер, артикул, модель;
условия эксплуатации и ухода;
срок службы продукции (при необходимости);
гарантийный срок службы (при необходимости).
Для проверки достоверности информации на маркировке и легальности нахождения обуви в обороте используйте приложение «Честный Знак». Наведите камеру на штриховой код в формате Data Matrix, размещенный на упаковке или товаре.
ВАЖНО
Обувь без маркировки может быть контрафактной, и продавец не имеет права предлагать ее покупателю. За продажу такой обуви продавец может быть привлечен к административной ответственности.
Подробнее о маркировке обуви можно узнать в статье «Особенности маркировки обуви»: что нужно знать покупателю».
Вместе с обувью вам должны передать кассовый или товарный чек с подписью лица, осуществляющего продажу, в котором указывается наименование товара и продавца, дата продажи, артикул, цена товара.
Какие документы о покупке должен предоставить продавец?
При покупке вам должны выдать кассовый чек или иной документ, подтверждающий оплату. Если такой документ об оплате не содержит наименование товара, артикул и (или) модель, вместе с товаром потребителю по его требованию передается товарный чек с подписью лица, осуществляющего продажу, в котором указываются наименование продавца, дата продажи и цена товара.
ВАЖНО
Наличие чека облегчит возврат или обмен товара, если он вам не подойдет или обнаружатся дефекты. Однако отсутствие чека не является основанием для отказа в возврате или обмене товара, не лишает возможности ссылаться на свидетельские показания.
Обмен и возврат обуви. Права потребителя и порядок действий
Возврат или обмен обуви – распространенная ситуация для многих покупателей. Важно знать свои права, чтобы защитить собственные интересы и правильно организовать процесс возврата или обмена.
Обмен и возврат обуви надлежащего качества
Покупатель вправе обменять обувь (на аналогичный товар) надлежащего качества в течение 14 дней (без учета дня покупки), если она не подошла по размеру, цвету, форме или другим характеристикам.
Для обмена необходимо, чтобы обувь не была в использовании, сохранила товарный вид (отсутствовали следы носки), а также чтобы все фабричные пломбы и ярлыки были сохранены в том же месте, где они были при продаже.
Если на момент обращения у продавца в наличии нет обуви, необходимой для обмена, вы можете возвратить приобретенный товар продавцу и потребовать уплаченную за него денежную сумму.
Продавец обязан вернуть деньги в течение трех дней после получения возвращенного товара.
Подробнее о возврате товаров надлежащего качества можно узнать в статье «Как вернуть товар надлежащего качества?».
Как вернуть обувь ненадлежащего качества (с дефектами)?
Если после покупки обуви в течение гарантийного срока вы обнаружили производственный дефект (недостатки), который не был оговорен при покупке, вы имеете право предъявить одно из следующих требований:
возврат товара и возврат денег;
обмен на аналогичную пару без дефектов;
обмен на пару другой марки или модели без дефектов с перерасчетом цены;
соразмерное уменьшение покупной цены;
устранение недостатков за счет продавца или возмещение расходов на исправление недостатков вами или третьим лицом.
ВАЖНО
Продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет, если между вами и продавцом возник спор о причинах недостатка. Если экспертиза подтвердит производственный дефект, продавец обязан удовлетворить требование покупателя. Если дефект был вызван неправильной эксплуатацией, покупатель обязан возместить продавцу расходы на экспертизу, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Гарантийные обязательства
Продавец обязан предоставить информацию о гарантийном сроке, в течение которого устраняются недостатки товара (дефекты). Если гарантийный срок не был установлен, покупатель имеет право предъявить претензию в течение двух лет со дня покупки при условии доказательств, что недостатки производственные.
Гарантийный срок для сезонных товаров отсчитывается с начала соответствующего сезона. На территории города Москвы зимний сезон - с 1 ноября, весенний сезон - с 1 марта, летний сезон - с 1 мая, осенний сезон - с 1 сентября1
ВАЖНО
Если гарантийный срок не был установлен или истек, но не прошло двух лет со дня покупки обуви, можно предъявить требования (претензию). Однако в этом случае покупатель должен доказать, что недостатки обуви возникли до ее приобретения. Это устанавливается путем проведения экспертизы.
Что делать, если продавец отказывается обменять товар или вернуть деньги?
Если продавец отказывается принять обувь в случае ее возврата или обмена, потребитель имеет право направить продавцу претензию.
Претензии оформляются письменно в двух экземплярах: один направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения или передается продавцу с отметкой о вручении на экземпляре покупателя, второй экземпляр претензии остается у потребителя.
При возникновении спорных ситуаций, вы вправе в первую очередь попробовать решить вопрос в досудебном порядке. Порядок подачи письменной претензии подробно изложен в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителя».
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке подачей претензии, потребитель имеет право подать иск в суд.
Составить как претензию, так и исковое заявление можно в разделе «Шаблоны претензий и исковых заявлений», выбрав соответствующий шаблон.
Кроме того, как действовать в спорной ситуации можно узнать с помощью «Электронного помощника» на портале, который при необходимости предложит соответствующий шаблон для претензии продавцу или искового заявления в суд.
Знание своих потребительских прав поможет вам избежать проблем и сделать процесс покупки комфортным. Сохраняйте документы на обувь и проверяйте ее подлинность, чтобы обеспечить себе защиту в случае необходимости возврата или обмена.
Нормативные акты |
|
1 Часть 2 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей": Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
Пункт 1 постановления Правительства Москвы от 16.07.2013 № 466-ПП "Об установлении сроков наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории города Москвы":
1. Установить следующие сроки наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков и сроков службы сезонных товаров на территории города Москвы:
- зимний сезон - с 1 ноября;
- весенний сезон - с 1 марта;
- летний сезон - с 1 мая;
- осенний сезон - с 1 сентября