Права потребителя в случае непредставления информации о товаре
Чтобы сделать правильный выбор и купить товар, который будет отвечать вашим требованиям, необходимо обладать достоверной и полной информацией об этом товаре.
Разберемся, что делать, если продавец не представил вам такой информации.
Предоставление информации о товаре
- Право на получение потребителем информации о товаре закреплено законодательством1.
Вы вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о продавце, режиме его работы и реализуемых им товарах. - Данная информация в наглядной и доступной форме должна быть доведена до вашего сведения при заключении договора купли-продажи.
Информация о товаре и изготовителе (продавце) должна предоставляться на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:
- наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
- сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания, сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированнных организмов), пищевой ценности, назначении, условиях применения и хранения продуктов питания, способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях их применения при отдельных заболеваниях;
- стоимость в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг) в том числе при предоставлении кредита, размер, сумму и график ее погашения;
- гарантийный срок, если он установлен;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
- срок службы или срок годности товаров, сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными к использованию по назначению;
- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера);
- информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды;
- информация о правилах продажи товаров;
- указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений.
Обратите внимание: если приобретаемый товар был в употреблении или имело место устранение в нем каких-либо недостатков, вам должна быть предоставлена информация об этом на этикетках, с помощью маркировки или иным способом, применяемым к отдельным видам товаров.
Существует перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания к применению при отдельных видах заболеваний:
- Биологически активные добавки к пище, обладающие тонизирующим действием (содержащие элеутерококк, женьшень, радиолу розовую, другие аналогичные компоненты) – противопоказаны при повышенной нервной возбудимости, бессоннице, гипертонии, нарушениях сердечной деятельности, выраженном атеросклерозе, беременности.
- Биологически активные добавки к пище, влияющие на рост тканей (содержащие гормоны, гормоноподобные вещества), антибиотики – противопоказаны при пред- и послеоперационные состояниях, беременности, кормлении грудью, детям до 12 лет.
- Подсластитель «Аспартам» – противопоказан при фенилкетонурии.
- Пищевые продукты, содержащие яичный белок и (или) белок молока – противопоказаны при индивидуальной непереносимости яичного белка и (или) белка молока.
Информация о противопоказаниях доводится до сведения потребителя на этикетке товара, листке-вкладыше, прилагаемом к нему, а также, как правило, указывается в перечне товаров и заболеваний2.
Что делать в случае непредставления информации о товаре?
Законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность изготовителя (продавца) за ненадлежащую информацию о товаре3.
Если при заключении договора не предоставлена возможность незамедлительно получить информацию о товаре, вы вправе:
- потребовать от продавца возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора;
- если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Порядок действий потребителя при непредоставлении информации о товаре
Необходимо обратиться к изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, продавцу с письменной претензией, составленной в двух экземплярах4.
Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу (изготовителю, уполномоченной организации, уполномоченному индивидуальному предпринимателю, либо лицу, уполномоченному на принятие претензии), либо направить по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. В случае личного вручения претензии на втором экземпляре лицо, принявшее претензию, должно указать дату, должность, фамилию, имя и отчество и поставить печать организации.
Помните: при отказе от исполнения договора вы обязаны возвратить товар продавцу.
- При причинении вреда вашей жизни, здоровью и имуществу вследствие непредставления полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), вы вправе потребовать возмещения такого вреда, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в вашей собственности (владении).
Обратите внимание: вы не обязаны догадываться как правильно пользоваться товаром. Донести до потребителей полную и исчерпывающую информацию о товаре – прямая обязанность продавца.
Законодательством Российской Федерации закреплено, что при рассмотрении требования потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, необходимо исходить из предположения об отсутствии у него специальных знаний о свойствах и характеристиках товара. - В случае отказа продавца в удовлетворении требований, заявленных в претензии, вы вправе в добровольном порядке обратиться в суд по своему выбору:
- по месту нахождения организации;
- по вашему месту жительства или пребывания;
- по месту заключения или исполнения договора.
- Вы вправе обратиться в Роспотребнадзор (его территориальные органы) за защитой своих законных прав и интересов, так как непредоставление потребителю информации о товарах является основанием для подобного обращения. Более подробную информацию о том, как и по какому вопросу обращаться в Роспотребнадзор (его территориальные органы) вы можете найти в статье «Основание и порядок обращения потребителя в органы Роспотребнадзора».
Нормативные акты |
|
1 статья 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
«О защите прав потребителей»
2 постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.08.1997 № 19 «О противопоказаниях для применения товаров при отдельных видах заболеваний»
3 статья 12 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
«О защите прав потребителей»
4 статья 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
«О защите прав потребителей»