Материалы
Сервисы
Курсы
Помощь
Материалы
Розничная торговля
Дистанционная торговля
Услуги общественного питания
Бытовое обслуживание населения
Туристские услуги
Транспортные услуги
Услуги связи
Финансовые услуги
Жилищно-коммунальные услуги
Образовательные услуги
Медицинские услуги
Иные услуги
Родителям
Правовая информация
Видеопамятки
Сервисы
Курсы
Техническая поддержка
Горячая линия
+7 (495) 539-36-96
Нужна консультация? Позвоните на горячую линию
Оставайтесь на связи
Телеграм-канал Управления Роспотребнадзора по г. Москве
Важная информация и новости о защите прав потребителя
  • Правила комиссионной торговли
  • Схема комиссионной торговли
  • Товары, недопустимые к комиссионной торговле
  • Обязанности продавца при комиссионной торговле
  • Как защитить права потребителя при комиссионной торговле?

Правила комиссионной торговли

Комиссионная торговля – это вид предпринимательской деятельности, в рамках которой одна сторона поручает другой совершить продажу своего товара за вознаграждение.

Всеми ли видами товаров допускается комиссионная торговля? Какие основные права и обязанности у покупателя и продавца? Как защитить свои права в случае их нарушения? Давайте разбираться.

Схема комиссионной торговли

В бытовом понимании комиссионная торговля осуществляется в следующем порядке: поставщик товара или частное лицо, именуемое «комитент», передает свой товар или партию товаров посреднику, например, в розничный магазин, который при этом именуется «комиссионером», для продажи.

До момента покупки комиссионного товара право собственности на него остается у комитента, то есть у поставщика. Комиссионер является только его продавцом, реализуя товар от своего имени в порядке, стоимости и  сроках, прописанных в договоре комиссии.

Товары, недопустимые к комиссионной торговле

Не все непродовольственные товары могут быть приняты на комиссию. Существует перечень товаров, комиссионная торговля которыми не допускается.1 Сюда входят следующие товары:

  • товары, изъятые из оборота, розничная продажа которых запрещена или ограничена;

  • драгоценные металлы и драгоценные камни (за исключением ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней и ограненных сертифицированных драгоценных камней);

  • товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;

  • предметы личной гигиены;

  • изделия швейные и трикотажные (бельевые);

  • изделия чулочно-носочные;

  • изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе разового использования;

  • товары бытовой химии;

  • лекарственные препараты.

Принимаемый товар может быть как новым, так и бывшим в употреблении.

Имейте в виду, что передаче на комиссию не подлежат бывшие в употреблении следующие виды товаров:2

  • медицинские изделия;

  • лекарственные препараты;

  • предметы личной гигиены;

  • парфюмерно-косметические товары;

  • товары бытовой химии;

  • бельевые изделия швейные и трикотажные;

  • чулочно-носочные изделия;

  • посуда разового использования.

В случае приобретения технически сложных товаров бытового назначения, бывших в употреблении, продавец обязан передать вам (при наличии) соответствующие технические и эксплуатационные документы (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий ваше право на использование оставшегося гарантийного срока.

Обязанности продавца при комиссионной торговле

Обратите внимание: невыполнение продавцом обязанностей, предусмотренных законодательством,3 нарушает ваши права потребителя.

Продавец обязан обеспечить на товаре, принятом на комиссию, наличие ярлыка, который содержит следующую информацию:

  • сведения, характеризующие состояние товара (новый, бывший в употреблении, недостатки товара);

  • сведения о подтверждении соответствия товара установленным требованиям, а также о сроке годности и (или) сроке службы.

При передаче товара продавец обязан передать вам установленный изготовителем комплект принадлежностей (при наличии) и документы, содержащие информацию о правилах и условиях безопасного использования товара (при наличии).

Вместе с товаром, на который установлен гарантийный срок, продавец обязан передать вам (при наличии) соответствующие технические и (или) эксплуатационные документы (технические паспорт или иной заменяющий документ, инструкцию по эксплуатации), а также гарантийный талон, подтверждающий ваше право на использование оставшегося гарантийного срока.

Как защитить права потребителя при комиссионной торговле?

В числе ключевых прав потребителя можно выделить четыре группы.

Что делать в случае нарушения указанных прав потребителя?

При возникновении спорных ситуаций, вы вправе в первую очередь попробовать решить вопрос в досудебном порядке. Порядок подачи письменной претензии подробно изложен в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителя».

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке подачей претензии, потребитель имеет право подать иск в суд.

Составить как претензию, так и исковое заявление можно в разделе «Шаблоны претензий и исковых заявлений», выбрав соответствующий шаблон.

Кроме того, как действовать в спорной ситуации можно узнать с помощью «Электронного помощника» на портале, который при необходимости предложит соответствующий шаблон для претензии продавцу или искового заявления в суд.

Нормативные акты

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I
    «О защите прав потребителей»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

1 пункт 32 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

2 пункт 30 постановления Правительства Российской Федерации
от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

3 пункты 33 и 34 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Поделиться статьей