Материалы
Сервисы
Курсы
Помощь
Материалы
Розничная торговля
Дистанционная торговля
Услуги общественного питания
Бытовое обслуживание населения
Туристские услуги
Транспортные услуги
Услуги связи
Финансовые услуги
Жилищно-коммунальные услуги
Образовательные услуги
Медицинские услуги
Иные услуги
Родителям
Правовая информация
Видеопамятки
Сервисы
Курсы
Техническая поддержка
Горячая линия
+7 (495) 539-36-96
Нужна консультация? Позвоните на горячую линию
Оставайтесь на связи
Телеграм-канал Управления Роспотребнадзора по г. Москве
Важная информация и новости о защите прав потребителя
  • Пригласили на бесплатную медицинскую процедуру или обследование, а затем навязали кредитный договор: как действовать потребителю?

Пригласили на бесплатную медицинскую процедуру или обследование, а затем навязали кредитный договор: как действовать потребителю?

Медицинские организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие медицинские услуги, периодически устраивают акции для привлечения новых клиентов и предлагают пройти бесплатную диагностику или пробные процедуры. Такие предложения могут поступать по телефону и через мессенджеры, соцсети, по электронной почте или в смс.  Однако за такими предложениями могут скрываться недобросовестные компании или даже мошенники, которые могут попытаться навязать вам подписание кредитного договора или дорогостоящие услуги, которые могут нанести существенный вред здоровью. В этой статье мы расскажем, на что обратить внимание, если вас пригласили пройти пробную медицинскую процедуру и как защитить свои права в случае спорных ситуаций.

На что обратить внимание, если вам предложили пройти бесплатное обследование или процедуру?

Будьте внимательны: под маской солидной клиники могут скрываться недобросовестные предприниматели, которые преследуют разные цели. Случается, что они запугивают вымышленными проблемами со здоровьем, применяя психологическое воздействие и навязывая дорогостоящие процедуры в кредит.

Медицинские услуги могут оказывать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Обязанность медицинской организации предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах, о медицинских изделиях.1

Главное отличие медицинской организации от иных, позиционирующих себя таковыми, – наличие лицензии. Медицинская организация обязана предоставить вам информацию о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер, срок действия, информация об органе, выдавшем лицензию).2

Проверить существует ли такая организация или ИП на самом деле, по какому адресу они зарегистрированы, уточнить иные данные можно самостоятельно с помощью сервисов официального сайта Федеральной налоговой службы, указав в поисковой строке ОГРН для юридических лиц или ОГРНИП для индивидуальных предпринимателей.

Подробнее о том, какая информация должна быть представлена в медицинской организации и о порядке заключения договора на платные медицинские услуги вы можете узнать в статье  Платные медицинские услуги. Что нужно знать потребителю?.

Если вам предложили пройти или вы уже прошли бесплатное обследование и у вас появилось желание продолжить процедуры или лечение в клинике, прежде чем подписывать договор, сверьтесь со списком ниже:

Избегайте подписания документов под давлением

Если вы чувствуете, что на вас оказывают давление, заставляют торопиться или убеждают подписать договор без полного ознакомления с его условиями, откажитесь от подписания. У вас всегда есть право взять время на размышление.

Остерегайтесь предложений о частично бесплатных услугах

Если вам предлагают бесплатные услуги с последующим требованием оплатить продолжение процедуры, проявите настороженность. Такие действия могут нарушать ваши права как потребителя. Убедитесь, что оказание бесплатных услуг не повлечет для вас необходимость приобретения платных услуг, если приобретение дополнительных платных услуг вас не устраивает.

Фиксируйте любые неправомерные действия

Если вы чувствуете, что ваши права нарушены, постарайтесь зафиксировать это (записать разговор, собрать свидетельства) и сохраните все документы, связанные с оказанием услуг. Эти материалы могут быть использованы в суде для защиты ваших прав.

После подписания договора, всех дополнительных соглашений, актов выполненных работ и иных документов, не забудьте забрать ваши экземпляры. То же касается и всех платежных, финансовых документов (чеки, сметы, квитанции, счета и т.д.).

Что делать, если вам навязали платные процедуры (услуги) в кредит?

К сожалению, нередки случаи, когда потребителям навязывают дорогостоящие медицинские процедуры с оформлением кредита — зачастую без полного информирования или даже без осознанного согласия. Если вам навязали платные медицинские услуги в кредит, который вы не хотели оформлять, важно действовать быстро и поэтапно.

Внимательно изучите договор на оказание медицинских услуг, а также кредитный договор (или оферту, если вы подписывали согласие на оформление кредита через смс или электронную подпись). Проверьте наличие вашей подписи, условия кредита и расторжения договора. Вы имеете право отказаться от услуги в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.3

  1. Если вы ни разу не воспользовались услугой, не посетили ни одной платной процедуры, то можете рассчитывать на возврат полной стоимости без каких-либо удержаний. Любые фактически понесенные расходы исполнитель обязан обосновать документально, поэтому удерживать часть денежных средств по надуманным причинам он не имеет права.

  2. Направьте в медицинскую организацию письменную претензию с требованием расторжения договора и возврата денежных средств в банк. Укажите, что вы не были должным образом проинформированы об условиях.

    ВАЖНО

    Пока медицинская организация не вернет деньги банку, кредит считается активным, отказаться от него в одностороннем порядке без возврата денежных средств нельзя.

     

  3. Обратитесь в банк. Если с момента оформления кредита прошло не более 14 календарных дней (30 календарных дней для целевого потребительского кредита), вы можете воспользоваться «периодом охлаждения» и вернуть сумму кредита досрочно (полностью или часть) без предварительного уведомления банка.4 Однако помните, что в ином случае банк расторгнет договор только когда медицинская организация вернет деньги.

 ВАЖНО

Банк вправе потребовать уплаты процентов за пользование кредитом до дня фактического возврата суммы кредита.5

Вы вправе досрочно вернуть всю сумму потребительского кредита или ее часть, предварительно уведомив об этом банк способом, установленным договором потребительского кредита, не менее чем за 30 календарных дней до дня возврата кредита, если более короткий срок не установлен договором. При этом банк в течение 5 календарных дней со дня получения уведомления обязан предоставить вам информацию о сумме основного долга и процентов за фактический срок пользования кредитом на день уведомления.6

Если договором потребительского кредита предусмотрено открытие и ведение банковского счета, банк обязан предоставить вам информацию об остатке денежных средств на вашем банковском счете.7

Что делать если вы заключили договор под влиянием обмана, насилия, угрозы или под влиянием существенного заблуждения?

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает возможность признания судом сделки недействительной, если она была совершена под влиянием обмана, насилия, угрозы или под воздействием существенного заблуждения.

Заблуждение является существенным, если сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку, если бы знала о действительном положении дел.  

Угроза причинения личного или имущественного вреда лицу, заключившему договор, его близким лицам или применение насилия в отношении этих лиц также являются основанием для признания сделки недействительной.

Обманом считается не только сообщение информации, не соответствующей действительности, но также и намеренное умолчание об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась. Сделка, совершенная под влиянием обмана, может быть признана недействительной, только если обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки. При этом подлежит установлению умысел лица, совершившего обман.

 Если вы заключили договор под давлением, в результате обмана или в состоянии существенного заблуждения — вы можете требовать признания сделки недействительной.

Такая сделка может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.8

Итак, определите, на каком основании вы отказываетесь от договора:

- добровольный отказ по ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и статья 782 ГК РФ;

- признание сделки недействительной по статьи 178, 179 ГК РФ.

После этого направьте претензию в адрес медицинской или косметологической организации. Опишите ситуацию, приложите копии договора и чеков или обратитесь в суд.

Порядок подачи письменной претензии подробно изложен в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителя».

Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке подачей претензии, потребитель имеет право подать иск в суд.

Составить как претензию, так и исковое заявление можно в разделе «Шаблоны претензий и исковых заявлений», выбрав соответствующий шаблон.

Кроме того, как действовать в спорной ситуации можно узнать с помощью «Электронного помощника» на портале, который при необходимости предложит соответствующий шаблон для претензии продавцу или искового заявления в суд.

! При наличии признаков мошенничества — подавайте заявление в полицию.

Нормативные акты

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

  • Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 № 353-ФЗ;

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006».

1 статья 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», пункт 38 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736
2 статья 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», пункт 16 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736
3 статья 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»
4 статья 11 Закона 353-ФЗ
5 часть 6 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)
6 статья 11 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)
7 часть 7 статьи 11 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)
8 статья 167 ГК РФ

Поделиться статьей