Что важно объяснить ребенку о правах потребителя?
Ребенок становится потребителем, когда начинает пользоваться купленными для него одеждой, игрушками, или когда ему оказывают услуги в парикмахерской или в спортивной секции. Важно, чтобы ребенок с раннего возраста понимал, кто такой потребитель и какие у него есть права.
Кто такой потребитель?
Потребитель – человек, который приобретает или использует товары, работы, услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, или планирует купить товар или заказать услугу1.
С какого возраста ребенок может покупать товары самостоятельно?
С 6 лет может совершать мелкие покупки.
С 14 лет может самостоятельно распоряжаться своими деньгами, открывать счета в банке и оплачивать небольшие покупки*
* До 18 лет родители или законные представители контролируют крупные покупки.
С 18 лет полностью отвечает за свои потребительские решения.
Что объяснить ребенку:
Объясните ребенку, что, когда он приходит в магазин, покупает одежду или обувь, посещает парикмахера или доктора, занимается с тренером – он становится потребителем. Расскажите ему, с какого возраста ребенку разрешено самостоятельно делать покупки, а также, как правильно выбирать товары – например, покупая йогурт, важно обращать внимание на его срок годности.
Какие права есть у ребенка как у потребителя?
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" гарантирует каждому потребителю, включая несовершеннолетних, следующие права:
право на достоверную информацию – возможность получать полные сведения о товаре: состав, срок годности, правила использования;
право на безопасность – товар или услуга не должны представлять угрозу здоровью;
право на качество – продукция должна соответствовать заявленным характеристикам;
право на возврат товара и возмещение убытков – если товар оказался ненадлежащего качества, то его можно вернуть, обменять или потребовать ремонт;
право на защиту своих интересов – при нарушении прав можно обратиться к продавцу, в суд или в Роспотребнадзор (его территориальные органы).
ВАЖНО
Защитить свои права как потребителя ребенок может только с помощью родителей или законных представителей.
Что объяснить ребенку:
Объясните ребенку на простых примерах, что, как и любой потребитель, он имеет право на достоверную информацию о товаре или услуге, получение качественных и безопасных товаров и услуг. Например, если игрушка работает некорректно, ее можно обменять на новую, или если обещанный мультфильм в кинотеатре не показали, можно вернуть деньги за билет.
Расскажите, что бывают ситуации, когда продавец или исполнитель услуги отказывается возвращать деньги или оказывать услугу заново. В таком случае с помощью взрослых можно направить претензию, а если это не поможет, следует обратиться в суд.
Посмотрите видеоролик "Какие права потребителя есть у ребенка?" вместе с ребенком. В нем вся основная информация по потребительской грамотности доступна в простой и понятной для детей форме!
ВАЖНО
Как разрешить спор с продавцом товара или исполнителем услуги до суда, можно узнать в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей» или с помощью «Электронного помощника» на портале. Достаточно ответить на уточняющие вопросы и «Электронный помощник» предложит пошаговые рекомендации и, при необходимости, соответствующий шаблон для претензии продавцу или для искового заявления в суд.
Нормативные акты |
|
1 потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ