Материалы
Сервисы
Курсы
Помощь
Материалы
Розничная торговля
Дистанционная торговля
Услуги общественного питания
Бытовое обслуживание населения
Туристские услуги
Транспортные услуги
Услуги связи
Финансовые услуги
Жилищно-коммунальные услуги
Образовательные услуги
Медицинские услуги
Иные услуги
Родителям
Правовая информация
Видеопамятки
Сервисы
Курсы
Техническая поддержка
Горячая линия
+7 (495) 539-36-96
Нужна консультация? Позвоните на горячую линию
Оставайтесь на связи
Телеграм-канал Управления Роспотребнадзора по г. Москве
Важная информация и новости о защите прав потребителя
  • Что важно объяснить ребенку о правах потребителя?
  • Кто такой потребитель?
  • С какого возраста ребенок может покупать товары самостоятельно?
  • Какие права есть у ребенка как у потребителя?

Что важно объяснить ребенку о правах потребителя?

Ребенок становится потребителем, когда начинает пользоваться купленными для него одеждой, игрушками, или когда ему оказывают услуги в парикмахерской или в спортивной секции. Важно, чтобы ребенок с раннего возраста понимал, кто такой потребитель и какие у него есть права.

Кто такой потребитель?

Потребитель – человек, который приобретает или использует товары, работы, услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, или планирует купить товар или заказать услугу1.

С какого возраста ребенок может покупать товары самостоятельно?

  • С 6 лет может совершать мелкие покупки.

  • С 14 лет может самостоятельно распоряжаться своими деньгами, открывать счета в банке и оплачивать небольшие покупки*

* До 18 лет родители или законные представители контролируют крупные покупки.

  • С 18 лет полностью отвечает за свои потребительские решения.

Что объяснить ребенку:

Объясните ребенку, что, когда он приходит в магазин, покупает одежду или обувь, посещает парикмахера или доктора, занимается с тренером – он становится потребителем. Расскажите ему, с какого возраста ребенку разрешено самостоятельно делать покупки, а также, как правильно выбирать товары – например, покупая йогурт, важно обращать внимание на его срок годности.

Какие права есть у ребенка как у потребителя?

Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" гарантирует каждому потребителю, включая несовершеннолетних, следующие права:

  • право на достоверную информацию – возможность получать полные сведения о товаре: состав, срок годности, правила использования;

  • право на безопасность – товар или услуга не должны представлять угрозу здоровью;

  • право на качество – продукция должна соответствовать заявленным характеристикам;

  • право на возврат товара и возмещение убытков – если товар оказался ненадлежащего качества, то его можно вернуть, обменять или потребовать ремонт;

  • право на защиту своих интересов – при нарушении прав можно обратиться к продавцу, в суд или в Роспотребнадзор (его территориальные органы).

ВАЖНО

Защитить свои права как потребителя ребенок может только с помощью родителей или законных представителей.

Что объяснить ребенку:

Объясните ребенку на простых примерах, что, как и любой потребитель, он имеет право на достоверную информацию о товаре или услуге, получение качественных и безопасных товаров и услуг. Например, если игрушка работает некорректно, ее можно обменять на новую, или если обещанный мультфильм в кинотеатре не показали, можно вернуть деньги за билет.

Расскажите, что бывают ситуации, когда продавец или исполнитель услуги отказывается возвращать деньги или оказывать услугу заново. В таком случае с помощью взрослых можно направить претензию, а если это не поможет, следует обратиться в суд.

Посмотрите видеоролик "Какие права потребителя есть у ребенка?" вместе с ребенком. В нем вся основная информация по потребительской грамотности доступна в простой и понятной для детей форме!

ВАЖНО

Как разрешить спор с продавцом товара или исполнителем услуги до суда,  можно узнать в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей» или с помощью «Электронного помощника» на портале. Достаточно ответить на уточняющие вопросы и «Электронный помощник» предложит пошаговые рекомендации и, при необходимости, соответствующий шаблон для претензии продавцу или для искового заявления в суд.

Нормативные акты

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ;

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ.

1 потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ

Поделиться статьей