Как привлечь Роспотребнадзор к участию в суде
Нарушение прав потребителей со стороны организаций и индивидуальных предпринимателей – распространенная проблема. В этой статье мы расскажем, как потребителю защитить свои права и как привлечь к их защите Роспотребнадзор.
Право защищать свои права и законные интересы всеми допустимыми и не противоречащими закону способами, в том числе путем обращения в суд, в Российской Федерации гарантировано каждому гражданину. |
Какие существуют способы защиты прав потребителей?
Защита нарушенных прав потребителей может производиться административном или судебном порядке.
Поскольку не всегда споры между потребителями и хозяйствующими субъектами удается урегулировать в досудебном порядке путем переговоров и направления претензий, потребитель может обратиться в органы Роспотребнадзора не только с жалобой для принятия административных мер в отношении субъекта предпринимательской деятельности, но и с просьбой о подготовке искового заявления в суд или для вступления в уже начатое гражданское судопроизводство для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
При самостоятельном обращении в суд у потребителей могут возникнуть трудности: не все могут правильно составить исковое заявление, сформулировать исковые требования, самостоятельно отстаивать в суде свою правовую позицию. Также не все граждане могут позволить себе услуги юриста.
По запросу потребителя в суд для защиты его прав может обратиться территориальный орган Роспотребнадзора. Он будет защищать ваши права бесплатно, а это важное преимущество.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – это федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за реализацию государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
Среди его полномочий - право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей и группы потребителей.
Как привлечь Роспотребнадзор для защиты ваших прав в суде?
Обратитесь в территориальный орган Роспотребнадзора по своему субъекту с заявлением, составленным в письменной форме.
В заявлении должны быть указаны:
Личные данные – фамилия, имя, отчество, данные паспорта (номер, серия, дата выдачи документа, удостоверяющего личность, и орган, его выдавший);
Информация о нарушителе: название организации или имя индивидуального предпринимателя, нарушившего ваши права, регистрационные данные нарушителя, описание нарушений;
Просьба к Роспотребнадзору обратиться в суд с исковым заявлением в защиту ваших нарушенных прав и законных интересов, а также исковые требования, которые вы бы хотели заявить ответчику;
Согласие на представительство в судебных органах.
После рассмотрения вашего заявления и принятия решения об инициировании судебного производства, вам необходимо предоставить в Роспотребнадзор все документы, имеющие отношения к вашему делу и подтверждающие основания обращения в суд. Далее все документы вместе с подготовленным исковым заявлением будут направлены в суд для дальнейшего разбирательства.
Территориальный орган Роспотребнадзора можно привлечь к участию в суде для дачи заключения по делу. Основная цель участия органов Роспотребнадзора в гражданском процессе для дачи заключения по делу – защита ваших прав как потребителя.
Заключение органа Роспотребнадзора не является бесспорным доказательством и оценивается судом в совокупности с иными доказательствами по делу. Суд не связан доводами такого заключения и вправе не согласиться с ними, однако должен мотивировать свое несогласие в решении по результатам рассмотрения дела. Заключение Роспотребнадзора — это позиция компетентного органа по существу спора, которую стороны могут использовать как дополнительный аргумент для подкрепления своей правовой позиции.
Ходатайствовать о привлечении органа Роспотребнадзора в целях дачи заключения может любое лицо, участвующее в деле (например, истец или ответчик). Такое ходатайство может быть заявлено как в устной, так и в письменной форме в ходе судебного заседания. Вступить в дело для дачи заключения органы Роспотребнадзора вправе также по своей инициативе.
Истец (потребитель) вправе еще на стадии составления и подачи искового заявления указать в таком заявлении на территориальный орган Роспотребнадзора как на лицо, участвующее в деле для дачи заключения.
Как составить претензию или исковое заявление?
При возникновении спорных ситуаций при взаимоотношениях с продавцами или исполнителями услуг, вы вправе в первую очередь попробовать решить вопрос в досудебном порядке. Порядок подачи письменной претензии подробно изложен в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей».
Составление искового заявления – это важный процесс, который требует внимательности и точности.
Составить претензию или исковое заявление можно в разделе «Шаблоны претензий и исковых заявлений», выбрав соответствующий шаблон.
Кроме того, как действовать в спорной ситуации с продавцом можно узнать с помощью «Электронного помощника» на портале, который при необходимости предложит соответствующий шаблон для претензии продавцу или искового заявления в суд.