Шаблоны претензий и исковых заявлений

Претензия

Шаблоны претензий продавцам товаров или исполнителям услуг

Подготовить претензию

Судебный иск

Шаблоны исковых заявлений для обращения в суд

Подготовить иск
  • Покупка технически сложного товара: что важно знать потребителю?
  • Что относится к технически сложным товарам?
  • Относится ли смартфон к технически сложным товарам?
  • Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения. На что обращать внимание при покупке?
  • Обязательная информация о технически сложных товарах
  • Возврат и обмен технически сложного товара
  • Возврат товара надлежащего качества при дистанционной покупке
  • Возврат товара с недостатками
  • В каких случаях (по истечении 15 календарных дней) можно вернуть товар (получить деньги) или обменять его?9
  • Что делать, если вы обнаружили в технически сложном товаре недостатки?

Покупка технически сложного товара: что важно знать потребителю?

При покупке технических товаров, есть много разных нюансов, которые следует учитывать. Это особенно важно при выборе технически сложных товаров. Что такое технически сложный товар? На что обращать внимание при его покупке, в том числе онлайн?

Технически сложный товар – это потребительский товар длительного пользования, который имеет сложное внутреннее устройство и выполняет пользовательские функции на высокотехнологическом уровне с использованием различных энергоресурсов.

Что относится к технически сложным товарам?

Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден следующий перечень технически сложных товаров:1

  • компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, системные блоки;

  • лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления;

  • телевизоры, проекторы, цифровые фото- и видеокамеры, игровые приставки, комплекты спутникового телевидения с цифровым блоком управления;

  • холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы и варочные панели, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели;

  • часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями;

  • электрифицированные инструменты (машины ручные и переносные электрические);

  • легковые автомобили, мотоциклы, мотороллеры и другие транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования;

  • тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);

  • снегоходы и другие транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу;

  • спортивные, туристические и прогулочные суда, катера, лодки, яхты и другие транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);

  • оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями;

  • легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем).

Относится ли смартфон к технически сложным товарам?

Мобильные телефоны относятся к оборудованию беспроводной связи для бытового обслуживания, часто имеют сенсорный экран и обладают различными функциями, в связи с чем они также относятся к технически сложным товарам.

Особенности продажи технически сложных товаров бытового назначения. На что обращать внимание при покупке?

  1. Образцы и маркировка. Образцы технически сложных товаров бытового назначения, предлагаемых для продажи, должны быть размещены в торговом помещении и сопровождаться краткими аннотациями, содержащими основные технические характеристики товара.2

  2. Проверка товаров. По вашему требованию и в вашем присутствии, продавец обязан проверить комплектацию товара, наличие относящихся к нему технических и (или) эксплуатационных документов (технический паспорт и т.п.), правильность цены на конкретную модель.


    В случае если кассовый чек, электронный или иной документ, подтверждающий оплату товара, не содержит наименование товара, артикул и (или) модель, сорт (при наличии), вместе с товаром по вашему требованию должен быть передан товарный чек, в котором указываются эти сведения. Речь идет о наименовании продавца, дате продажи и цене товара, и лице, непосредственно осуществляющего продажу товара. На документе должна стоять подпись.

  3. Полная комплектация товаров и сопроводительные документы. При передаче автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов продавец обязан одновременно передать вам комплект принадлежностей (установлен изготовителем) и технический паспорт или иной заменяющий его документ с указанием даты и места продажи. Также продавец должен передать документ, удостоверяющий право собственности на транспортное средство и номерной агрегат, инструкцию по эксплуатации и другие документы.3

  4. Сборка и установка. Продавец или иное лицо, выполняющее функции продавца по договору с ним, обязаны осуществить сборку и (или) установку (подключение) технически сложного товара бытового назначения у вас на дому, в случае если самостоятельная сборка и (или) подключение покупателем такого товара не допускается в соответствии с обязательными требованиями, изложенными в технических и (или) эксплуатационных документах (технический паспорт, инструкция по эксплуатации), прилагаемых к товару. Продавец вправе привлекать третье лицо для осуществления сборки и (или) установки (подключения) на дому у потребителя технически сложного товара бытового назначения.

  5. Сведения о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, выполняющих сборку, подключение. Продавец в момент продажи технически сложного товара бытового назначения обязан довести до вашего сведения информацию об организациях (индивидуальных предпринимателях), выполняющих работы, по сборке и установке (подключению) технически сложных товаров бытового назначения в случае отсутствия у него возможности осуществления сборки и (или) установки (подключения).

  6. Стоимость дополнительных услуг. Обратите внимание на стоимость сборки и (или) установки. Если она включена в цену товара, то такие работы должны выполняться продавцом или соответствующим лицом бесплатно.

  7. Покупка бывших в употреблении товаров. Если вы покупаете технически сложный товар, бывший в употреблении, то продавец при его передаче обязан вам передать на него (в случае их наличия у продавца) технические документы (технический паспорт или иной, заменяющий его документ, инструкция по эксплуатации), а также гарантийный талон на товар, подтверждающий право покупателя на использование оставшегося гарантийного срока.

Обязательная информация о технически сложных товарах

Продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, чтобы обеспечить возможность правильного их выбора и безопасность.4

Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:

  • основные характеристики;

  • цена и условия покупки;

  • гарантийный срок, если он установлен;

  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

  • срок службы;

  • адрес, наименование изготовителя или продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

  • данные о подтверждении соответствия товаров обязательным для данных товаров требованиям.

Возврат и обмен технически сложного товара

Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»5 предусмотрен особый порядок возврата технически сложных товаров. Механизм возврата таких товаров различается в зависимости от срока обнаружения в них соответствующих недостатков.

ВАЖНО

Технически сложный товар бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года надлежащего качества (без недостатков), нельзя вернуть или обменять, если не подошел цвет, размер, форма, комплектация, габаритам, и тому подобное.6 При приобретении технически сложных товаров дистанционным способом действуют иные правила.

Возврат товара надлежащего качества при дистанционной покупке

При выборе товара дистанционно и во время оформления покупки ознакомиться с ним вы можете только по описанию, поэтому законодательством Российской Федерации установлены дополнительные гарантии для защиты прав потребителей при покупках онлайн.

Вы можете вернуть технически сложный товар надлежащего качества, приобретенный дистанционно, до его передачи и в течение семи дней после, при условии, что сохранены его потребительские свойства и товарный вид. Отсутствие документа о покупке не лишает вас права на возврат, вы можете ссылаться на другие доказательства его приобретения.7

При вашем отказе от товара продавец должен возвратить вам уплаченную денежную сумму, за исключением расходов продавца на доставку от вас возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления вами соответствующего требования.

ВАЖНО

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена вам в момент доставки товара, то вы вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.

Возврат товара с недостатками

В случае обнаружения в технически сложном товаре недостатков в течение 15 календарных дней со дня передачи вам такого товара вы вправе сделать следующее:8

  • вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за него суммы;

  • потребовать заменить товар на товар этой же марки (модель, артикула) (при этом перерасчет цены товара не производится);

  • потребовать заменить товар на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

Если недостатки обнаружены по истечении 15 календарных дней с момента передачи товара, вы имеете право на гарантийный ремонт.

ВАЖНО

Доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца. В случае неисполнения данной обязанности, а также при отсутствии продавца в месте нахождения потребителя доставка и (или) возврат указанных товаров могут осуществляться потребителем. При этом продавец обязан возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и (или) возвратом указанных товаров.

В каких случаях (по истечении 15 календарных дней) можно вернуть товар (получить деньги) или обменять его?9

  1. Обнаружен существенный недостаток товара, то есть неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

  2. Нарушаются (затягиваются) сроки устранения недостатков товара. Если срок устранения недостатков указан в договоре, то он должен быть не более 45 дней. Если срок устранения недостатков не определен договором купли-продажи, то он должен быть минимальным, объективно необходимым для устранения имеющегося недостатка.

  3. Невозможно пользоваться товаром из-за неоднократного устранения его различных недостатков в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.

ВАЖНО

Сохраняйте все чеки и квитанции о производимых ремонтных работах. Их необходимо будет приложить к претензии, чтобы доказать факт невозможности использования товара.

Что делать, если вы обнаружили в технически сложном товаре недостатки?

  1. Необходимо обратиться с претензией (письменным заявлением) к продавцу технически сложного товара. В претензии нужно описать, какие именно недостатки вы обнаружили в товаре, и указать свои требования (что вы хотите: вернуть товар, заменить его или произвести гарантийный ремонт). В качестве доказательств можно приложить фото и видеоматериалы, чеки и квитанции на ремонт и иные документы.


    Претензия составляется в двух экземплярах. Один экземпляр претензии с копиями прилагаемых документов необходимо направить продавцу. Вы можете направить претензию в адрес продавца по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении, либо иным способом, при котором можно подтвердить факт получения продавцом претензии, например, передать претензию лично непосредственно в то место, где купили товар. На втором экземпляре, представитель продавца проставляет отметку о получении претензии – фамилию, имя, отчество, должность, подпись, дату.


    Продавец обязан принять у вас товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества (диагностику) технически сложного товара. Вы имеете право присутствовать при проверке товара. Обязательно потребуйте квитанцию, акт или иной документ, в котором будет подробно описан возникший дефект, комплектация товара, наличие повреждений.


    В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Вы вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.


    Экспертиза отличается от проверки (диагностики) тем, что проводят ее сторонние специалисты. Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, вы обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.


    Продавец отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если вы докажете, что они возникли до передачи вам товара или по причинам, возникшим до этого момента. В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи вам товара вследствие нарушения вами правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

  2. Продавец в течении 10 дней обязан вернуть денежные средства за товар. Заменить товар ненадлежащего качества продавец обязан в течение семи дней со дня предъявления вами такого требования, а если потребуется дополнительная проверка качества товара продавцом, то в течение 20 дней со дня предъявления требования.

  3. В случае отказа продавца удовлетворять ваши требования, вы вправе обратиться в суд.

При удовлетворении судом ваших требований, установленных законом, суд взыскивает с продавца за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения ваших требований штраф в размере 50% от присужденной вам суммы.10

ВАЖНО

Истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины. Размер госпошлины определяется с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации.11

Подготовить претензию или исковое заявление можно с помощью «Электронного помощника» на портале потребителя Москвы. Выполните следующие действия.

1. Перейдите в раздел «Электронный помощник».

2. Авторизируйтесь с помощью учетной записи на mos.ru.

3. В разделе «Розничная торговля» выберите тему из списка.

4. Ответьте на несколько уточняющих вопросов, после чего «Электронный помощник» предоставит алгоритм дальнейших действий и при необходимости предложит составить претензию продавцу или исковое заявление в суд (соответствующий шаблон).

Также составить претензию продавцу или исковое заявление в суд можно в разделе «Правовая помощь потребителю».

Нормативные акты

  • Налоговый кодекс Российской Федерации;

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 10.11.2011 № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
3 Пункт 43 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
4 Статья 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
5 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
6 Пункт 11 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
7 Пункт 4 статьи 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
8 Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
9 Пункт 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей», пункт 3 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации.
10 Пункт 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».
11 Подпункт 4 пункта 2 и пункт 3 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поделиться статьей