Порядок обжалования решения суда
Обжалование судебных решений – важный инструмент правовой системы, который позволяет защищать права и интересы потребителей как лиц, участвующих в деле. Он позволяет пересмотреть решения, вынесенные судом первой инстанции постановления. В зависимости от стадии судебного производства законодательство предусматривает несколько способов обжалования решений судов нижестоящих инстанций: апелляционное и кассационное производство.
В данной статье мы рассмотрим порядок и сроки подачи жалоб, требования к их оформлению, а также ключевые аспекты, которые важно учитывать при обжаловании судебных решений в целях защиты ваших прав как потребителей.
Апелляционная жалоба: как обжаловать решение суда первой инстанции?
Подача апелляционной жалобы — это способ обжалования не вступивших в законную силу решений суда первой инстанции. Цель апелляции — пересмотреть дело по существу с учетом новых обстоятельств или выявленных нарушений.
Порядок производства в суде апелляционной инстанции установлен в Главе 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Порядок и сроки подачи жалобы
Апелляционная жалоба подается через суд, принявший обжалуемое решение.
Срок подачи жалобы – в течение месяца со дня принятия обжалуемого решения суда в окончательной форме, если иное не предусмотрено Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
ВАЖНО
Срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен судом по причинам, признанным судом уважительными.
Требования к содержанию апелляционной жалобы
При составлении апелляционной жалобы включите в ее содержание:
Наименование суда, в который подается жалоба;
Данные лица, подающего жалобу, включая его место жительства;
Номер дела, присвоенный судом первой инстанции;
Указание на решение суда, которое обжалуется;
Требования лица, подающего жалобу, а также основания, по которым вы считаете, что решение суда может считаться неправильным;
Перечень прилагаемых к жалобе документов.
ВАЖНО
Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Новые доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало в жалобе невозможность их представления в суд первой инстанции.
Апелляционную жалобу подписывает лицо, подающее жалобу, или его представитель, который должен приложить копию доверенности или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такого документа. К апелляционной жалобе, поданной представителем, за исключением апелляционных жалоб на решения мировых судей, должны быть приложены копии документов о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности представителя, подписавшего апелляционную жалобу, либо документов, удостоверяющих его статус адвоката, если в деле копии таких документов отсутствуют.
Необходимо приложить уведомления о вручении или иные документы (например, почтовые квитанции), подтверждающие направление лицам, участвующим в деле, копий апелляционной жалобы и приложенных к ней документов, которых нет у других лиц, участвующих в деле.
При подаче апелляционной жалобы, связанной с защитой прав потребителя, госпошлина не взимается, если цена иска составляет не более 1 млн рублей.
Полномочия суда апелляционной инстанции
По результатам рассмотрения апелляционных жалобы суд апелляционной инстанции вправе:
Оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения;
Отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;
Отменить решение суда первой инстанции полностью или частично, прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;
Оставить апелляционную жалобу без рассмотрения по существу, если она подана по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба: обжалование решений, вступивших в законную силу
В кассационном порядке могут быть обжалованы судебные постановления, вступившие в законную силу, при условии, что иные способы обжалования данного судебного постановления были исчерпаны до дня вступления его в законную силу.
Порядок производства в суде кассационной инстанции установлен в главе 41 ГПК РФ.
Порядок и сроки подачи жалобы
1. Кассационная жалоба подается в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
2. Суд первой инстанции (мировой судья, районный суд) обязан направить кассационную жалобу вместе с делом в соответствующий суд кассационной инстанции в течение трех дней после поступления жалобы в суд.
3. Судебные постановления могут быть обжалованы в суде кассационной инстанции в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу.
ВАЖНО
Срок подачи кассационной жалобы может быть восстановлен судьей соответствующего суда кассационной инстанции по причинам, признанным судом уважительными.
Требования к содержанию кассационной жалобы
Кассационная жалоба должна содержать:
Наименование суда, в который они подаются;
Данные лица, подающего жалобу, его место жительства или адрес и процессуальное положение в деле;
Наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или адрес;
Указание на суды, рассматривавшие дело по первой и (или) апелляционной инстанции, и содержание принятых ими решений;
Номер дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные постановления, которые обжалуются;
Указание на основания, по которым обжалуются судебные постановления, с приведением доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях со ссылкой на законы или иные нормативные правовые акты, обстоятельства дела;
Просьбу лица, подающего кассационную жалобу;
Перечень прилагаемых документов.
В кассационной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле, должно быть указано, какие именно его права или законные интересы нарушены вступившим в силу судебным постановлением.
Если кассационная жалоба ранее подавалась в суд кассационной инстанции, в ней должно быть указано на содержание принятого по жалобе решения.
Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагаются копия доверенности или другого документа, удостоверяющего полномочия представителя. К апелляционной жалобе, поданной представителем, за исключением апелляционных жалоб на решения мировых судей, должны быть приложены копии документов о высшем юридическом образовании или об ученой степени по юридической специальности представителя, подписавшего апелляционную жалобу, либо документов, удостоверяющих его статус адвоката, если в деле копии таких документов отсутствуют.
К кассационной жалобе прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие, что копии жалобы и приложенные документы (например, почтовые квитанции) были направлены лицам, участвующим в деле.
При подаче кассационной жалобы, связанной с защитой прав потребителя, госпошлина не взимается, если цена иска составляет не более 1 млн руб.
ВАЖНО
Принятое судом кассационной инстанции постановление, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Соответствующая кассационная жалоба направляется непосредственно в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации при условии, что иные способы обжалования данного судебного постановления были исчерпаны.
Кассационное производство: полномочия суда и особенности рассмотрения дел
При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет законность судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования правовых норм, использованных судами нижестоящих инстанций. Проверка осуществляется в пределах доводов, указанных в кассационной жалобе. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы этих доводов.
ВАЖНО
Суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, которая не обжалуется, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
По результатам рассмотрения кассационных жалобы суд кассационной инстанции вправе принять одно из следующих решений:
Оставить постановления судов первой, апелляционной и (или) кассационной инстанций без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения;
Отменить постановления судов первой, апелляционной и (или) кассационной инстанций полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд. При направлении дела на новое рассмотрение суд может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей;
Отменить постановления судов первой, апелляционной и (или) кассационной инстанций полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения, либо прекратить производство по делу;
Оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
Изменить либо отменить постановления судов первой, апелляционной и (или) кассационной инстанций и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
Оставить кассационную жалобу без рассмотрения по существу при наличии оснований.
Прекратить производство по кассационным жалобе, если после передачи кассационных жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции поступило ходатайство о возвращении или об отзыве кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции не вправе:
устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела;
принимать дополнительные доказательства.
Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Знание порядка и требований к подаче апелляционной и кассационной жалоб — ключ к успешному обжалованию решения суда и защите ваших прав.
Как грамотно составить претензию или иск?
Если вы только планируете направить претензию или иск, изучите другие материалы раздела «Правовая информация».
При возникновении спорных ситуаций при взаимоотношениях с продавцами или исполнителями услуг, вы вправе (однако не обязаны) в первую очередь попробовать решить вопрос в досудебном порядке. Порядок подачи письменной претензии подробно изложен в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителей».
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке подачей претензии, потребитель имеет право подать иск в суд.
Составить как претензию, так и исковое заявление можно в разделе «Шаблоны претензий и исковых заявлений», выбрав соответствующий шаблон.
Кроме того, как действовать в спорной ситуации с продавцом можно узнать с помощью «Электронного помощника» на портале, который при необходимости предложит соответствующий шаблон для претензии продавцу или искового заявления в суд.