Материалы
Сервисы
Курсы
Помощь
Материалы
Розничная торговля
Дистанционная торговля
Услуги общественного питания
Бытовое обслуживание населения
Туристские услуги
Транспортные услуги
Услуги связи
Финансовые услуги
Жилищно-коммунальные услуги
Образовательные услуги
Медицинские услуги
Иные услуги
Родителям
Правовая информация
Видеопамятки
Сервисы
Курсы
Техническая поддержка
Горячая линия
+7 (495) 539-36-96
Нужна консультация? Позвоните на горячую линию
Оставайтесь на связи
Телеграм-канал Управления Роспотребнадзора по г. Москве
Важная информация и новости о защите прав потребителя
  • Платные медицинские услуги. Что нужно знать потребителю?

Платные медицинские услуги. Что нужно знать потребителю?


Многим из нас время от времени приходится обращаться за квалифицированной медицинской помощью, в том числе платной. Однако даже платные медицинские услуги не всегда оказываются качественными. В этой статье мы расскажем, что такое медицинские услуги, как выбрать клинику, какие у вас есть права при получении платных медицинских услуг, на что следует обратить внимание при заключении договора и как защитить свои права в случае спорной ситуации.

Какие медицинские услуги оказываются бесплатно?

В рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) каждый гражданин может получить:1

  • Скорую медицинскую помощь

  • Первичную и высокотехнологичную медицинскую помощь

  • Вакцинацию и диспансеризацию

Полный перечень услуг, которые вы можете получить бесплатно, вы можете уточнить в своей страховой компании (ее наименование указано в полисе ОМС).

Когда стоит выбирать платные медицинские услуги?

Несмотря на доступность бесплатной медицины, многие пациенты предпочитают платные услуги из-за возможности быстро пройти обследования практически в любое время, получить расширенный список медицинских услуг, а также индивидуальный подход и комфортный сервис.

Платные услуги могут предложить не только частные, но и государственные и муниципальные медицинские организации. В России медицинская деятельность подлежит обязательному лицензированию. Соответственно, оказывать медицинские услуги могут только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию.2

Как заключить договор на платные медицинские услуги?

Потребитель, изъявивший желание получить платные медицинские услуги, заключает соответствующий договор с медицинской организацией (индивидуальным предпринимателем).

Стороны договора возмездного оказания медицинских услуг – исполнитель (медицинская организация или индивидуальный предприниматель), потребитель (пациент) – лицо, имеющее намерение получить или получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором, и заказчик – лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее платные медицинские услуги в пользу потребителя (пациента). В случае если пациент самостоятельно заключает договор с исполнителем, он фактически является потребителем и заказчиком в одном лице.

Если договор заключается между исполнителем и заказчиком в пользу потребителя (например, родственника), он составляется в трех экземплярах (по одному экземпляру для исполнителя, заказчика и потребителя). Если потребитель самостоятельно заключает договор в свою пользу с исполнителем, такой договор составляется в двух экземплярах.

На что обратить внимание при заключении договора?

Прежде чем подписать договор об оказании платных медицинских услуг с медицинской организацией (индивидуальным предпринимателем), внимательно ознакомьтесь с его условиями.

Убедитесь, что предлагаемый объем медицинских услуг, порядок, способы и сроки их предоставления, а также расценки соответствуют вашему запросу, понятны вам и вы с ними согласны.

Если вы приняли решение заключить договор об оказании платных медицинских услуг, ознакомьтесь с правами потребителя таких услуг.

Убедитесь, что вам предоставили: информацию о медицинской организации и лицензии; перечень платных услуг с ценами; сроки ожидания оказания медицинской помощи; сведения о врачах, их квалификации; образцы договоров и условия их расторжения.

Исполнитель обязан предоставить доступную информацию на официальном сайте клиники и информационных стендах.3

Вы имеете право получить следующую информацию:

сведения об исполнителе медицинских услуг (наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя), ее (его) адрес в пределах места нахождения, регистрационные данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи, сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности);

перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты, включая сроки ожидания предоставления платных медицинских услуг;

сроки ожидания оказания медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в случае участия исполнителя в реализации территориальной программы;

образцы договоров;

информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи;

сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;

график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;

перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных медицинских услуг, в случае их установления;

– для медицинских организаций государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения – адреса и телефоны учредителя, исполнительного органа субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Вышеуказанную информацию исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в интернете (при наличии у медицинской организации такого сайта), а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации. Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги.

Вы также вправе при заключении договора ознакомиться с информацией, которая содержит следующие сведения:

– порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (при наличии), применяемые при предоставлении платных медицинских услуг, а также информация о возможности осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи;

– информация о медицинском работнике, отвечающем за предоставление соответствующей платной медицинской услуги (его профессиональном образовании и квалификации).

Вы вправе потребовать от исполнителя представления в доступной форме следующей информации:4

– сведения о состоянии вашего здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения;

– сведения об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению, а также сведения, позволяющие идентифицировать имплантированное в организм человека медицинское изделие.

Также по вашему требованию или требованию исполнителя может быть составлена смета на предоставление платных медицинских услуг (так называемый план лечения с указанием стоимости каждой отдельно взятой процедуры). Ее составление по вашему требованию или требованию исполнителя является обязательным. Такая смета будет являться неотъемлемой частью договора.5

ВАЖНО

Если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить вас об этом и оформить дополнительное соглашение или новый договор на такие услуги, если иной порядок предоставления дополнительных услуг не оговорен в основном договоре.6

Как расторгнуть договор и вернуть деньги?

Выбирая платные медицинские услуги, важно знать свои права как потребителя и внимательно изучать договор. В случае оказания некачественных услуг закон защищает пациента, давая возможность требовать компенсацию и возврат средств.

Вы имеете право отказаться от медицинских услуг в любой момент, возместив исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением договора. Если услуга не была оказана, деньги должны быть возвращены в полном объеме.

Если медицинская услуга оказана ненадлежащим образом,7 вы вправе потребовать следующее:

  • Бесплатное устранение недостатков

  • Снижение стоимости

  • Повторное оказание услуги

  • Компенсацию затрат на исправление недостатков своими силами или силами третьих лиц

Если недостатки не были устранены или они существенные вы вправе отказаться от услуги и потребовать возврата уплаченных денежных средств в полном объеме.8

Недостаток является существенным, если он:

- неустранимый, то есть не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению;

- не может быть устранен без несоразмерных расходов, то есть расходы на его устранение приближены или превышают стоимость услуги, либо выгоду, которая могла быть получена потребителем от ее использования;

- не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, то есть требует затраты времени, превышающее установленный договором срок (максимальный срок 45 дней), если такой срок в договоре не определен, время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

- выявляется неоднократно, то есть один и тот же недостаток услуги выявляется более одного раза или каждый из этих недостатков делает невозможным ее использование по назначению, или в целях, о которых потребитель заранее сообщал исполнителю;

- проявляется вновь после его устранения.9

Также вы вправе потребовать возместить убытки – любые расходы на устранение недостатка услуги, которые вы понесли, а также прочие расходы, возникшие из-за некачественно оказанной услуги.10

Если в результате оказания медицинской услуги ненадлежащего качества вашему здоровью причинен вред, исполнитель обязан возместить его в полном объеме. Вместе с одним из вышеперечисленных требований вы вправе также заявить требование о компенсации морального вреда.

ВАЖНО

При возмещении при причинении вреда здоровью (увечья или ином повреждении), возмещению подлежит утраченный заработок (доход), который вы имели либо определенно могли иметь, а также дополнительно понесенные вами расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что вы нуждаетесь в этих видах помощи и ухода и не имеете права на их бесплатное получение. При определении утраченного заработка (дохода) назначенная пенсия по инвалидности в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый вами после повреждения здоровья.11

Как доказать, что вред причинён в результате некачественной медицинской услуги?

Для доказательств причиненного вреда вам может понадобится следующее:

  1. Документы о медицинской организации: договор на оказание услуг, информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство, историю болезни, выписки, назначения, протоколы обследований и пр., акты или заключения о результатах лечения.

  2. Независимое медицинское заключение. Для этого вы можете ходатайствовать о назначении  судебно-медицинской экспертизы. Заключение должно подтверждать, что услуга оказана с нарушением стандартов.

  3. Другие доказательства. Например, свидетельские показания, фотографии, видеозаписи, переписка с врачом, чеки на лекарства, лечение, справки о доходах до и после инцидента, пр.

При возникновении спорных ситуаций, вы вправе в первую очередь попробовать решить вопрос в досудебном порядке. Порядок подачи письменной претензии подробно изложен в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителя».

Исполнитель доводит до вас информацию о форме и способах направления обращений (жалоб) в органы государственной власти и организации, а также сообщает почтовый адрес или адрес электронной почты (при наличии), на который вами может быть направлено обращение (жалоба).

В случае если такая информация исполнителем вам не предоставлена, вы вправе направить обращение (жалобу) в любой форме и любым способом.12 Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке подачей претензии, потребитель имеет право подать иск в суд.

Составить как претензию, так и исковое заявление можно в разделе «Шаблоны претензий и исковых заявлений», выбрав соответствующий шаблон.

Кроме того, как действовать в спорной ситуации можно узнать с помощью «Электронного помощника» на портале, который при необходимости предложит соответствующий шаблон для претензии продавцу или искового заявления в суд.

 Нормативные акты

  • Гражданский кодекс Российской Федерации;

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»;

  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006».

1 статья 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ
2 пункт 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ
3 пункты 13-19 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736
4 пункт 38 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736
5 пункт 26 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736
6 пункт 27 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 № 736
7 статья 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»
8 пункт 1 статьи 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»
9 преамбула Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
10 статьи 22 и 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
11 статья 1085 ГК РФ
12 пункт 21 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 11.05.2023 №736

Поделиться статьей