Покупка авиабилетов через интернет (онлайн)
Покупка билетов через интернет имеет ряд преимуществ. Например, потребитель может сравнить тарифы, предлагаемые различными компаниями, и, дождавшись выгодной цены, купить билет себе, родным и близким. В этой статье мы расскажем, на что следует обратить внимание, приобретая авиабилет через интернет и как защитить свои права в случае спорной ситуации.
Как приобрести авиабилет онлайн?
Первый способ – покупка авиабилета через официальный сайт авиакомпании. Второй – через сайт владельца агрегатора.
Владелец агрегатора – организация или индивидуальный предприниматель, владеющий программой и (или) сайтом, и (или) страницей сайта, где потребитель может ознакомиться с услугой, предложением исполнителя о заключении договора возмездного оказания услуг, заключить договор и произвести предоплату.
Перед приобретением авиабилета через сайт авиакомпании убедитесь в подлинности сайта, внимательно прочитайте название сайта и название компании-авиаперевозчика. Иногда адрес фишингового (поддельного) сайта может отличаться лишь одним символом.
Перед приобретением авиабилета через владельца агрегатора прочитайте о нем отзывы, проверьте сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе – владельце агрегатора, в том числе сведения о его государственной регистрации на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС России), чтобы перевозчик/агрегатор были резидентами Российской Федерации. Ни в коем случае не переводите денежные средства на электронные кошельки и банковские карты физических лиц!
На что обратить внимание при оформлении авиабилета?
Внимательно заполняйте сведения о пассажире и реквизиты документа, удостоверяющего личность. Если авиабилет будет оформлен с ошибками, в него необходимо будет вносить изменения, за что авиакомпании могут взимать дополнительную плату.
Использование авиабилета лицом, не указанным в билете, не допускается1.
В случае, если вы намерены предъявить при регистрации на рейс иной документ, удостоверяющий личность, отличный от указанного в авиабилете, необходимо заблаговременно до прохождения регистрации на рейс обратиться к перевозчику или его уполномоченному агенту для внесения в авиабилет соответствующих изменений.
Новые правила продажи авиабилетов
Детям с гражданством России в возрасте от двух до 12 лет, которые летят внутренним рейсом с сопровождающим их пассажиром в экономическом классе, предусматривается скидка в размере 50 процентов от тарифа (в верстке в скрытом тексте: согласно пункту 106(1) Федеральных авиационных правил). При этом скидка не предоставляется в следующих случаях:
при перелете первым или бизнес-классом;
при внутренней перевозке по маршрутам, государственная поддержка которых осуществляется за счет средств бюджета;
при внутренней перевозке, размер платы за которую установлен перевозчиком и согласован Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
при внутренней перевозке, размер платы за которую определен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
ВАЖНО
Учитывая, что стоимость авиабилетов формируется из тарифа, к которому применяется скидка, а также иных сборов (топливных, за наземное обслуживание и т.д.), итоговая скидка на авиабилет будет составлять менее 50%.
Дети до двух лет с одним сопровождающим пассажиром на внутренних рейсах имеют право на 100-процентную скидку на билет без предоставления ребенку отдельного места. На международных рейсах скидка уменьшается до 90%.
До покупки авиабилета необходимо согласовать с перевозчиком перевозку2:
пассажира с ребенком до 2 лет;
ребенка, не сопровождаемого дееспособным пассажиром;
тяжелобольного пассажира;
больного на носилках;
и др.
Проверка авиабилета после его приобретения
После покупки авиабилета через интернет продавец обязан прислать на указанный вами адрес электронной почты маршрутную квитанцию либо ссылку для ее получения.
Согласно Форме электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации,3 в маршрутной квитанции должны содержаться следующие сведения:
сведения о пассажире (ФИО, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность);
наименование (код) перевозчика;
номер рейса, дату и время его отправления;
наименование (коды) аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса;
тариф или его эквивалент, итоговую стоимость перевозки, форму оплаты, сборы;
наименование и (или) код класса бронирования, код статуса бронирования;
дату оформления;
наименование агентства/перевозчика, оформившего билет;
норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению);
уникальный номер электронного билета.
Обязательно проверьте корректность указанной в маршрутной квитанции информации. Если авиабилет в течение конкретного периода времени, определенного правилами оказания услуг авиакомпании и владельца агрегатора, так и не пришел вам на почту, незамедлительно обратитесь в авиакомпанию или к владельцу агрегатора, на сайте которого приобретен авиабилет.
Если авиакомпания или владелец агрегатора не обеспечивает получение вами маршрутной квитанции, вы вправе направить претензию лицу, которому вы произвели оплату за авиабилет (смотрите данную информацию в чеке по банковской операции или уточните в вашем банке).
ВАЖНО
Рекомендуем проверить авиабилет на сайте авиакомпании по номеру электронного билета или коду бронирования (PNR), которые указаны в маршрутной квитанции.
Как вовремя распознать мошенников?
Вас должно насторожить следующее:
предложения о продаже авиабилета по подозрительно низкой цене;
предложения об оплате билета через онлайн-кошелек, на банковскую карту физическому лицу;
невозможность связаться с владельцем агрегатора по контактному номеру телефона и иным каналам связи, указанным на сайте, полное отсутствие обратной связи (также может указывать на то, что перевозчик/агрегатор нерезиденты Российской Федерации);
чрезмерная настойчивость владельца агрегатора в навязывании своих услуг, отсутствие каких-либо отзывов о нем в интернете.
Что делать, если вы все-таки купили авиабилет у мошенников?
Если несмотря на предпринятые меры вы все же стали жертвой мошенников (недобросовестного исполнителя или уполномоченной организации), не теряя времени, обратитесь с заявлением о совершении в отношении вас противоправных действий в правоохранительные органы. Также направьте заявление об оспаривании финансовой операции в связи с мошенническими действиями в банк.
Банк по вашему заявлению может провести процедуру оспаривания платежной операции. Такую процедуру называют чарджбэк. Для этого в заявлении об оспаривании платежной операции необходимо указать причину, по которой вы считаете операцию мошеннической, приложить к заявлению все имеющиеся по этой операции документы (платежные, переписку). Банк проведет собственное расследование и по его результатам сможет признать операцию несанкционированной, что даст ему право списать оспоренную сумму со счета получателя и вернуть деньги вам.
Что делать в спорной ситуации?
Порядок подачи письменной претензии подробно изложен в статье «Досудебный порядок урегулирования спора по вопросам защиты прав потребителя».
Если спор не получилось урегулировать в досудебном порядке подачей претензии, потребитель имеет право подать иск в суд.
Составить как претензию, так и исковое заявление можно в разделе «Шаблоны претензий и исковых заявлений», выбрав соответствующий шаблон.
Кроме того, как действовать в спорной ситуации можно узнать с помощью «Электронного помощника» на портале, который при необходимости предложит соответствующий шаблон для претензии продавцу или искового заявления в суд.
Нормативные акты |
|